Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Предмет истории психологии. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.
Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.
Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.
Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.
Научная деятельность в трех аспектах. Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.
Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.
Прогресс же научного знания заключался в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание – это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают, что относится ко всем наукам, в том числе и к психологии.
Попытки осмыслить процесс
Задачи истории психологии как особой отрасли знания.
Имеется определенная последовательность в смене основных "формаций" научного мышления (его стилей и структур): каждая "формация" определяет типичную для данной эпохи кар тину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних категорий и понятий в другие) изучаются историей психологии и только ею одной. Отсюда:
первая уникальная задача: изучить закономерности развития знаний о психике
вторая задача – раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.
третья задача – выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы)
четвертая задача – изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
Развитие психологического
знания происходит в виде
История психологии полифункциональная наука. Она призвана решать задачи, имеющие значение как для самой психологии, так и для других наук.
Идеологическая функция заключается в том, что она всегда освещается с определенных философских позиции – либо материализма, либо идеализма. К примеру, античная психология древних философов: Демокрита, Эпикура, Лукреция была материалистической (VI в. до н.э.). Психология Платона – идеалистична. Борьба идей (материализма и идеализма) является движущей силой истор. психолог и ее главной закономерностью.
Функция междисциплинарных связей раскрывает процесс взаимного влияния психологии и других наук.
Психология в процессе своего оформления в самостоятельную науку длительное время испытывала влияния других наук. Около 100 лет она развивалась в русле философии, и истории, описывают переход от философской основы к научной как “величайшие изменения, когда – либо проходившие в психологии”.
Дальнейшее развитие истории психологи было детерминировано влиянием механики (механодетерменизм); естествознания (биодетерменизм); социальных наук (социодетерменизм).
Факт взаимодействия психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории.
Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях.
Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук (к примеру, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств).
В-третьих, происходило использование научной методологии этих наук. Б.М.Теплов подчеркивал: “Правильная логика развития науки – методологически твердо обоснованной – не может не вести рано или поздно к практически полезным результатам”
Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью современного этапа развития психологии. Однако он указывал, что “будущее психологии – это прежде всего ее собственное развитие”
Кумулятивная функция - сбережение и обогащение психологических знаний. Однако, история психологии, не только хранит эти знания, но и преобразовывает их, реконструирует, следуя принципу единства логического и исторического (основополагающий принцип истории психологии). История психологии сыграла большую роль в развитии психологических теорий, направлений и школ.
Ведущими психологическими школами, которые не утрачивают свой актуальности и по сей день, являются: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная и гуманистическая психология. Каждая из психологических школ рассматривается в истории психологии как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто изолированное. Содержание теоретических и эмпирических исследований этих школ постоянно омолаживается, пополняясь новой науч информацией, соответствующей времени.
История психологии позволяет не только осмыслить систему современных идей и категорий психологии, но и состояние ее операционально – методического аппарата. Изучение достижений предшественников, обращение к прошлому опыту являются необходимой составной частью любой программы исследования. По мнению В.А. Якунина, “без истории науки не может быть создана какая-либо строгая научная теория”.
Прогностическая функция истории психологии состоит в установлении связи времен, позволяющей на основе прошлого через настоящее посмотреть в будущее психологии. Только включение в исторический контекст новых теорий позволяет, по мнению А.Н. Ждан, понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторических смысл”.
Прогностическая функция истории психологии одновременно реализует и функцию социальную, поскольку построение прогнозов относительно возможных перспектив научного развития психологии имеет важное значение для определения ее места и роли в разработке и осуществл. планов социального развития общества.
Таким образом, главная задача истории психологии, вытекающая из ее функций, заключается в анализе возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психологической реальности. Через анализ прошлого более точно определяется ее современное состояние и прогнозируется ее будущее.
№44 Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании. Выделение психологии в самостоятельную науку
Общий очерк развития античной психологической мысли
С древнейших времен происходило взаимодействие культур: идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие. Поэтому особенности древнегреческой цивилизации не должны рассматриваться изолированно от достижений Востока.
Это относится и к античной философии, охватившей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями в материальной жизни людей, своеобразной "промышленной революцией", связанной с переходом от бронзы к железу в сфере производства.
Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических связей, установление морской гегемонии - все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция положительного знания - математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений.
Мысль индивида устремляется к высоким обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное вещество "апейрон" (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).
Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе. Перед ним открывалась перспектива постижения законов бытия посредством наблюдения и логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным планом, ценность которого определялась степенью близости к миропорядку.
(дальше кусок из вопроса 2 с добавлениями 7 степеней души Августина, и др.)
Психология - одна из самых древних и молодых наук одновременно.
I Донаучная психология
Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии-душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли. Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности, и не подвергалось сомнению. Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов; это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т. д.
1. античная психология
Античные философы, как правило, отвергали представления о душе как о тени, двойнике и не апеллировали к отношениям между богами Олимпа как к объяснению человеческого поведения .В философии древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение.
Гераклит (конец VI - начало V в. до н. э.), великий диалектик, утверждал наличие огненной стихии - Психеи, приобщающейся к "космическому огню", тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу. Идея о закономерном развитии.
Демокрит (V-IV вв. до н. э.) утверждал, что душа состоит из атомов; со смертью умирает и душа, т. к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Душа подобна огню; ее шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение (механицизм). Душа материальна. Ввел понятие детерминизма (причинности).