Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки по клинической психологии.doc

— 119.50 Кб (Скачать)


1. Цели и задачи

Перед клинической психологией как самостоятельной наукой встают определенные цели. В 60-х-70-х гг. XX в. конкретные цели клинической психологии формулировались следующим образом (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966 г.; М. М. Кабанов, Б. Д. Карва-сарский, 1978 г.):1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Задачами клинической психологии является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

2. Предмет и объект

Предмет и объект клинической психологииПредметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;6) общая психотерапия.

Что же является объектом клинической психологии? Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

3. Психосоматические заболевания, понятия и причины заболевания

Психосоматические заболевания — это такие заболевания, причинами которых являются в большей мере мыслительные процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая.

Причины психосоматических нарушений делят на внешние по отношению к организму — экзогенные и внутренние — эндогенные. К экзогенным болезнетворным агентам относят инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами. Разделением этиологических факторов на экзогенные и эндогенные широко пользуется практическая психиатрия; этиологический принцип является решающим в создании классификации психосоматических заболеваний. Теоретически же деление вредоносных факторов на экзогенные и эндогенные неправомерно.

4.Общие принципы психологического исследования в клинике

Трудность раскрытия природы психических заболеваний обусловлена прежде всего чрезвычайной сложностью и опосредованностью связи между основными клиническими (психопатологическими) проявлениями болезней и их биологической сущностью. экспериментально-психологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушены закономерности строения (протекания) самих психических процессов и свойств личности при той или иной патологии?

основная задача психологических исследований при изучении патологии психики -- исследование психических процессов, психической деятельности и связанных с ними свойств личности. Перед проведением исследования необходимо изучение истории болезни:-Для установления психологического контакта. -Для избежания дополнительной психотравмы. -Для выяснения задач психодиагностического исследования. -История болезни:-Анамнез – история жизни пациента (со слов Больного и близких, родственников, знакомых и т.д.). -Психологический статус – лечащий врач описывает клинико-психикопатологическую симптоматику, а также свои предположения о ведущем синдроме психопатологическом.

-Данные объективного исследования (невропатолог и др.).

5.Общие и конкретные задачи медицинского психолога

Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактических учреждениях является его участие в проведении патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных.

Конкретные задачи: участие в решении задач дифференциальной диагностики; анализ структуры и установление степени психических нарушений; диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; характеристика личности и системы ее отношений; оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.
В зависимости от конкретных условий деятельности клинического психолога, помимо перечисленных выше, перед ним могут возникнуть и другие задачи. Так, он может участвовать в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ближайшим окружением больного (например, в проведении семейного консультирования и семейной психотерапии), в решении широкого круга психогигиенических и психопрофилактических задач, в пропаганде психологических знаний среди медицинских работников.
6.Методы, применяемые в клинической психологии

1. Метод наблюдений.  Наблюдение – восприятие и отбор информации о событии или явлении. Для наблюдения необ-мо: наличие четкой целевой установки и  плановость и системность набл-я.  2. Метод естественного эксперимента. Предложен В. Лазурским в 1910 г. Человек исследуется в естественных (а не искусственных как в эксперименте) условиях. 3. Психофизиологический метод. Представляет собой сочетание физиологических методов с психологическими. Они друг друга дополняют и помогают объективировать психические расстройства.(ЭЭГ, полиграф)4.Проективные методы.5.Биографический метод. Позволяет получить инф. об этапах жизненного пути, проследить особенности формирования личности. Является важным дополнением при интерпретации экспериментальных данных.6.Анализ продуктов деятельности. Рисунки, лепка, дневники, письма. Например, рисунки страдающих депрессией отличаются слабым нажатием, черно-коричневым тоном, малой динамикой. шизофреники рисуют на первом плане глаз, и к нему добавляют различные части лица; обычно не используют полутонов.7.Аналитический метод.

7.Основные тенденции исследования личности в психологии

См.2 из 6 вопроса

1. Необходимость сочетания качественного и количественного анализа при интерпретации полученных данных. Качественный анализ существенно дополняет количественные показатели исследования. Он показывает как распадаются сформированные знания, как затрудняется приобретение новых.2.При проведении эк-та следует помнить, что псих. процессы явл. Не врожденными, а прижизненно формируются видами деят-ти.3. Психологический экс-т д. представлять собой модель жизненной ситуации.4. Психологический экс-т обнаруживает как структуру нарушенных функций, так и оставшихся сохранными.

8.Восприятие. Нарушение восприятия. Методы исследования восприятия

Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом. Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер и представляет собой наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений (Карвасарский Б. Г.). Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору (мотивационной сфере).

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

1.Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.).

2.Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений).

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Агнозия - расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

Зрительные агнозии делятся на:1) предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);2) агнозию на цвета и шрифты;3) агнозию оптико-пространственную(нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

При слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи. Тактильные агнозии - нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности.

Иллюзии - ошибочное, ложное восприятие реально существующего объекта, предмета или явления.

Физиологические - основаны на нормальной работе анализаторов. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. (Дома-улица).

Физические - основаны на законах физики: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

Аффективные - при эмоциональном перенапряжении. Галлюцинации - ложные восприятия, возникающие в содержании сознания без внешних раздражителей, т.е. без реального объекта -это обман восприятия.

Психосенсорные расстройства - искажение восприятия объектов.

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами. Например, клинический метод применяется в следующих случаях:
• исследование болевой и тактильной чувствительности (проводится с помощью специально подобранных волосков, щетинок, игл и т.д.)
• исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения (с помощью специальных приборов: термоэтезиомера, ИВЧ-2, аномалоскопа-59 и др.).
• пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с помощью аудиометров.
Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным:
1) методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;
2) методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.

9.Мышление. Понятие о первой и второй сигнальной системе

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышле́ние — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Академик И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры больших полушарий мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов, присущих как животным, так и человеку.
В отличие от животных человеку как социальному существу свойственна еще к вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигналы сигналов»). Например, действия человека (его поведение) будут одинаковыми как при произнесении слова «пожар!», так и при действительно наблюдаемом (зрительное раздражение) им пожаре. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.
Вторая сигнальная система сформировалась у человека вследствие общественного образа жизни и коллективного труда и выступала средством общения. Слово, речь, письмо являются не только слуховым и зрительным раздражителями, они несут также определенную информацию о предмете или явлении, т. е. определенную смысловую нагрузку. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений, событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение.
Таким образом, благодаря первой сигнальной системе достигается конкретное чувственное восприятие окружающего мира и познается состояние самого организма. С развитием у человека второй сигнальной системы достигает чрезвычайной сложности абстрактная аналитическая и синтетическая деятельность коры, проявляющаяся в способности делать широкие обобщения, создавать понятия, открывать действующие в природе законы. Поэтому поведение человека, контролируемое второй сигнальной системой, состоит из целенаправленных действий. Две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой вследствие общественного образа жизни и развития мышления.

10.Нарушение мышления по темпу и стройности

По темпу.

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"