Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа содержит 92 файла

Все.doc

— 2.05 Мб (Открыть, Скачать)

посмотреть.doc

— 19.50 Кб (Скачать)

№ 1.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 10.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 11.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 12.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 13.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 14.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 15.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 16.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 17.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 18.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 19.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 2 таблицы.doc

— 1,022.00 Кб (Скачать)

№ 2.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 20.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 21.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 22.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 23.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 24.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 25.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 26.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 27.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 28.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 29.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 3.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 30.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 31.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32_ОК.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 33_ОК.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 34_ ОК.doc

— 87.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 35_ОК.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 36_ОК.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 37_ОК.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 38_ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 39_ОК.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 4.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 40_ОК.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 41_ОК.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 42.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 43.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 44.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 45_ОК.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 46_ОК.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 47_ОК.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 48_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 49.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 5.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 50.ОК.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 51 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 52.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 53.ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 54.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 55.ОК.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 56.ОК.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 57.ОК.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 58.ОК.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 59. ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 6.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 60.ОК.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 61.ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 62.ОК.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 63.ОК.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 64.ОК.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 65.ОК.doc

— 481.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 66.ОК.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

66. Понятие социальной  роли. Ролевая теория личности (Дж. Мид, В.Ядов).

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева). Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется социальная роль«преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических).

Наиболее значимое направление  в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм - выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863 - 1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 30-х годах понятия "социальная роль", "внутригрупповое взаимодействие" (интеракция) и др.

Представители указанного направления (М. Кун, А. Роуз, Т. Шибутании др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.

Дж. Мид считает, что человек  постоянно взаимодействует с  обществом, поэтому предсказать  поведение его трудно: общество, конечно, управляет им, но диагностировать и прогнозировать поведение необходимо. Сделать это помогает ролевая сущность личности. За ним - ученик - М. Кун утверждает, что индивид формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемым статусом в группах, с которыми он себя идентифицирует, то есть в референтных группах. Поэтому отношение индивида к себе как к объекту является лучшим индикатором его планов поведения. Именно эти отношения являются определяющими для самооценки и для оценки других.

Лучше всего  об этом пишет сам М. Кун: “Подобно тому, как мы видим в зеркале  свое лицо, фигуру и одежду, и они  представляют для нас интерес  потому, что принадлежат нам..., так  в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характеры, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас”.

Дж. Мид и последователи восстали против бихевиоризма с его (стимул-реакция) теорией действия, заявив, что категория  действия для человека включает в свое строение социологический момент. Человек действует определенным образом не потому, что отвечает на определенный стимул, а потому, что является членом определенной социальной группы.

Человек, по мнению представителей интеракционизма, выступает в жизни как “кто-то”, он всегда носитель каких-то нормативов, каких-то прав и обязанностей: сын, отец, лектор, студент и т.д., и т.п. Поэтому они называют свою теорию - “теорией ролей”.

Роль, по мнению сторонников интеракционизма, не означает сознательно принятого на себя актерства. В ней есть сущность конкретного человека, его личности. Человек вне ролевого поведения не существует, он не выступает в роли человека вообще, он всегда выступает в качестве КОГО-ТО, и, чем лучше он “овладел” своей ролью кого-то, тем лучше ее “разыгрывает на сцене жизни”. При этом исполнитель часто сам бывает и драматургом, и сценаристом, и режиссером жизненного спектакля. Что же обычный человек, не актер, разыгрывает на жизненной сцене? И что значит самое разыгрывание? Это означает, что развитие психики человеческой, психической деятельности вообще, происходит только в процессе исполнения какой-то роли. Речь идет не о том, что в исполнении роли человек реализует свои потребности, например, в самооценке, самоактуализации, в самоутверждении, наконец. Нет, речь идет о том, что сами эти потребности возникают и вообще могут возникнуть только в процессе исполнения какой-то социальной роли.

А что означает принятие роли? Роль формируется в процессе жизнедеятельности. Человек не сразу становится “студентом”, “отцом”, “лектором” или кем-то еще. В процессе своей жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающим миром человек разыгрывает эти роли и вправду (каждый из нас выступает в каком-то облике).

Все дело в том, что Мид и его  последователи приписывают это  психологическим отношениям, а на деле (так поступали многие советские психологи), все названные роли вытекают из общественно-исторических отношений.

Если З. Фрейд и другие его  последователи биологизируют отношения  человека, то Мид и его сторонники - психологизируют социальные отношения. То, что должно изучаться и выражаться в понятиях общественно-исторических, они выражают в понятиях психологических. В этом некий порок (односторонность) “теории ролей”, хотя она и кажется весьма интересной и имеет множество сторонников во всем мире. 
По Миду и Куну, “роль - это функция общения между людьми”. Это правильно. Но общение, по их мнению, ограничивается чисто психологическим планом. Исторический подход к проблеме общения у них отсутствует.

В “теории ролей” есть еще один интересный аспект. Ее часто называют “теорией ожиданий”, а иногда - “теорией социальных экспектаций”. Дело в том, что нельзя выполнять роль, если не знаешь, какую позицию принять, как ее реализовать, чего ждать от других...

Правильно ставят вопрос многие психологи: нельзя формировать направленность личности, если не знаешь, что ожидает от личности общество, что требуется ближайшей группой, отдельными людьми, скажем, партнером на той же “жизненной сцене”.

Как формируется, например, роль “сына”? Вероятно, она формируется с самого раннего детства ожиданием от матери ласкового обращения, ухода, нежности и т.д. 
А как формируется роль “студента”? Весьма похоже. Он ожидает, что получит от преподавателя какую-то информацию, что его будут спрашивать о том, что ему читают, то есть у вузовца формируются свои ожидания.

В теории ролей сформулирована “Проблема ожидания”. Роль не может быть сформулирована, если нет ожидания, если нет прогнозирования того, что должно произойти, что будет после ее исполнения.

Особый интерес для “актеров”  представляет следующее: Мид и его  последователи говорят, что роль может разыгрываться иногда, что называется, в чистом виде, то есть теоретически, например, в воображении, в вербальном плане. Это означает, что какую-то роль можно реализовать только посредством роли как средства коммуникации.

Более того, человек может иногда не выполнять свою непосредственную жизненную роль, а выполнять воображаемую, то есть выполнять все действия, диктуемые воображаемой им ролью, ставшей иногда для него его истинной целью. Это, чаще всего, видим мы в психопатологии при раздвоении личности, или представляем себя тем, кем на самом деле не являемся на данный момент: лектора, преподавателя, художника.

И последнее: представители теории ролей придают большое значение игровым ситуациям у детей, когда  те разыгрывают роли: взрослых, зверей, сказочных персонажей и т.д. Примеряя на себя роль в игре, ребенок развивается, учится познавать мир, человеческие отношения. В игре, таким образом, происходит формирование личности: честности, стойкости, патриотизма, долга и т.п. Более того, в психиатрии этот момент используется для психотерапии, лечения, ибо больной научается пользоваться заданной информацией, научается регулировать свои действия в соответствии с нормами общества.

Таким образом, непредвзято рассматривая эту теорию, мы находим в ней  немало рационального и применимого, в частности, не только для психотерапии и для психологии актерского творчества, но и для диагностирования поведения отдельных личностей в любой сфере жизнедеятельности.

В основе Ролевой теории личности Ядова лежат положения, сформулированные Джорджем Мидом.

Уделяется внимание научению социальной роли в процессе межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивается стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

3 блока социальной роли:

    1. представляемая роль – система ожиданий индивида или группы.
    2. субъективная роль – мои ожидания и представления о том, как себя вести. Стили ролевого поведения – это субъективная окраска роли.
    3. играемая роль – конкретное наблюдаемое поведение личности в определенной ролевой ситуации.

Характеристики социальной роли:

    1. социальная роль регулируется теми или иными нормами общества (как в обществе в целом, так и в малой группе, в которую включен индивид)
    2. интерпретация – каждый человек имеет собственное мнение о том, как он будет представлять роль.
    3. различные роли имеют для личности разную значимость.
    4. роль личности проявляется в ее реальном поведении.
    5. принятие роли личности зависит от социальных факторов, пола, возраста, здоровья, способностей, типа нервной системы.

Проблемы, связанные с  социальной ролью:

    1. ролевая неопределенность – человек не осведомлен об ожиданиях, о представляемой роли и субъективной составляющей.
    2. ролевая перегрузка – если слишком много ожиданий, либо много социальных ролей (секция, школа, семья  на одного ребенка)
    3. ролевой конфликт – столкновение разных ролей:
      1. внутриличностный – вызывается противоречием ожиданий, связанных с поведением личности
      2. внутриролевой – в следствии противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия.
      3. Личностно-ролевой – возникает в следствии несовпадении представления представлений человека о себе и его ролевой функции
      4. Инновационный – как результат несоответствия ранее сформированной ориентации и требований к новой социальной ситуации.

№ 67.ОК.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 68.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 69.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 7.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 70..doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 71.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 72_ОК.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 73_ОК.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 74_ОК.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 75_ОК.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 76_ОК.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 77_ОК.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 78OK.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 79 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 8.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 80.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 81.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 82.ОК.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 83_ОК.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 84_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 85_ОК.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 86_ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 88_ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 89_ОК.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 9.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"