Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
53. Основные требования
к научному исследованию в
социальной психологии. Гипотеко-дедуктивный
и индуктивный подходы к
Общие социально психологические принципы:
Черты научного исследования: оно имеет дело с конкретными объектами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки; в нем дифференцированно решаются эмпирические - выделение фактов, разработка методов измерения, логические - выведение одних положений из других, установление связи между ними, и теоретические - поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов познавательные задачи; для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез; его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.
Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии.
Социально-психологическое
1. Проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, "допускать" ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискуссия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решается по-разному. В бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др. В других традициях данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это выдвигает определенные требования к методам их сбора. Источником любых данных в социальной психологии является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой — для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того, и другого родов требует признания и многообразия методов. Объем данных. Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения, вообще "допустимы" в социальной психологии.
2. Интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. Теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза "представляет" в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования — формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований — отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение. Даже хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточный уровень включения теории в исследовательскую практику: уровень обобщений, полученных на основании проверки гипотезы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая первичная форма "организации" данных.
3. Обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез необходимый элемент научного исследования, или исследование вообще лишается смысла. В качестве экспериментальной дисциплины социальная психология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для экспериментальных наук, где разработаны различные модели проверки гипотез. Но социальная психология обладает и чертами гуманитарной дисциплины. В социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристих больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблематики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез. Приходится вводить и другие критерии научности, кроме тех, которые разработаны лишь на материале точных наук. Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое включение элементов гуманитарного знания снижает "научный стандарт" дисциплины: кризисные явления в современной социальной психологии, напротив, показывают, что она сплошь и рядом проигрывает именно из-за недостатка своей "гуманитарной ориентации".
Все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.
Дедуктивный метод иногда называют гипотетико-дедуктивным или фальсификационистским подходом или методом предположения и опровержения и связывают с критическим рационализмом. В то время как сторонники индуктивного метода ищут доказательства для того, чтобы подтвердить свои обобщения (т.е., верификация), сторонники дедуктивного метода пытаются опровергать свои гипотезы – доказать их неверность. Дедуктивный метод начинается с вопроса, головоломки или проблемы, которую необходимо понять или объяснить.
Дедуктивное доказательство начинается с допущения (состоящего из общих/универсальных и частных утверждений, напр., «Люди, долгое время остающиеся без работы, теряют самоуважение» и «у Ивана два года нет работы») и заканчивается выводом, то есть частным утверждением («Иван потерял самоуважение»). Верность допущения гарантирует верность вывода.
Суть дедуктивного метода можно кратко обобщить следующим образом:
Индуктивный метод соответствует распространенному понимаю исследовательской деятельности: исследователи проводят тщательные наблюдения, эксперименты, подробно анализируют полученные данные и делают открытия или разрабатывают новые теории. Из этого процесса исключаются личное мнение исследователей для того, чтобы достичь того, что считается объективным знанием.
Это позитивистский подход в социальных науках. Иногда этот подход называют эмпирическим, так как в соответствии с ним подчеркивается, что в основе социального научного знания лежит наблюдение. Социальные науки строятся на фактах, а не на метафизике и философии.
Индуктивное доказательство или рассуждение начинается с частного утверждения (напр., «Этот безработный рабочий из Бишкека, который длительное время остается без работы, потерял самоуважение») и заканчивается универсальным утверждением (скажем, «Люди, у которых долгое время нет работы, теряют самоуважение»). В выводе делается утверждение, которое выходит за рамки того, что содержалось в посылке или допущении.
Ниже перечислены четыре этапа, характеризующие индуктивный метод:
Кроме обязательно необходимого оборудования
для наблюдений и навыков и
способности отказываться от предубеждений,
все ученые должны уметь логически
мыслить. Обобщения логически
Количественные методы могут
быть охарактеризованы как «
В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социально-психологических. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется "глубиной" исследования, т. е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы, так называемый «традиционный» анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др.).
Исследование начинается с качественного
анализа уже существующих знаний
о феномене и с формирования качественной
концепции и гипотез для
Сопоставление точек зрения и сведений, полученных с помощью разных методов и (или) из разных источников, позволяет полно и достаточно объективно воссоздать не только внешнюю картину событий, но и их субъективный смысл для участников. Такой тип исследовательской стратегии в социологии принято обозначать как множественную триангуляцию *. (Термин "триангуляция" призван подчеркнуть сходство со способом определения удаленности или месторасположения некоторого объекта, используемым в геодезии или радиопеленгации.) Множественная триангуляция помогает в анализе различающихся определений ситуации, относящихся к одним и тем же элементам опыта.
Множественная триангуляция - сопоставление различных точек зрения и сведений на картину событий: сведения других лиц, официальные документы и т.д.
Функции количественных и качественных методов:
Количественые |
Качественные |
1)Выход за пределы индивидуаль 2)Определение количественных 3)Выявление динамических 4) Проверка логических гипотез 5) Выявление новых значимых фактов |
1) обеспечение связи с 2) конпенсация слабости теории углублением в практику 3) формирование целостного 4) выявление значимых социальных фактов 5) заполнение брешей между кол-ми 6)Обеспечение
динамизма исследовательского 7) взаимодействие с обыденным сознанием |