Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
24. Понятие способностей.
Проблема врожденного и
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способность – сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных (врожденное), без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств (приобретенное), которые вырабатываются лишь в процессе определенной деятельности (С.Л. Рубинштейн)
Способность по Теплову включает 3 ключевых признака:
1. это индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого
2. только те
способности, которые имеют
3. не сводимы
к ЗУНам, которые уже
Классификация способностей по Теплову:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей ( к восприятию, мышлению, к элементарной коммуникации);
- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),
Б) специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
А так же вделяют:
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает «общей одаренностью» (Щадриков), т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Задатки и способности
Существует классификация уровней развития способностей:
Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т. е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия .
Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением?
В настоящее время установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание — насколько эти возможности будут практически реализованы. Различные исследователи оценивают соотношение и вклад этих факторов (наследственности и воспитания) по-разному. Например, Айзенк основное значение придает наследственности, определяя интеллект как общую врожденную познавательную способность, но это крайняя позиция. Такой точки зрения придерживаются многие психиатры и большинство представителей буржуазной психологии. Они считают, что, в отличие от знаний, умений и навыков, способности обусловлены полностью врожденными задатками, а воспитание и обучение их как бы только проявляют. Поэтому их исследования направлены на выявление и констатацию способностей, но не на организацию процесса их развития и формирования. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты существенных индивидуальных различий в способностях, и особенно на факты их раннего проявления у одаренных детей, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим.
Однако раннее проявление способностей при прочих равных условиях не говорит об их врожденности, а свидетельствует только о величине дарования.
Противоположная позиция заключается в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. С позиции этих представлений у каждого можно сформировать любые способности. А у кого нет среды – почти уже не люди («маугли»)
Наиболее точные и однозначные результаты дает изучение степени сходства поведения, психических процессов и результатов специальных тестовых испытаний у однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Выяснилось, что, хотя в некоторых изученных случаях однояйцевые близнецы были разлучены при рождении и росли в разной среде, они оказались гораздо ближе друг другу по умственному развитию, чем воспитывающиеся вместе разнояйцевые близнецы.
В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развитие способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяют обучение и воспитание.
В работе А. Р. Лурия ярко продемонстрировано изменение в выполнении творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем обучении и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельность была организована иначе. Особенное значение этим данным придает то обстоятельство, что в состав каждой группы входило по одному ребенку из пары однояйцевых близнецов, что в явной форме показало значимость различных способов обучения.
Соц. эксперимент расширил представление о пластичности психики. Интеллект детей (уже подростки) менее детерминирован наследственностью и условиями раннего развития, чем это предполагалось ранее.
Если природные анатомо-физиологические задатки составляют только основу способностей, то насколько обучение способно их развить? Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе воспитания, обучения и практики. Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности могут развиваться несколько различные способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой — дирижером, третий — исполнителем, а четвертый — музыкальным критиком. Задатки развиваются, если человек будет заниматься соответствующей деятельностью, а для таких занятий нужны определенные социальные условия.
Представления о способностях, выдвигаемые советскими исследователями, сводятся в основном к тому, что эти психические свойства повышают и обучаемость человека, и успешность некоторых видов деятельности. Они отличаются от знаний и содержат в себе некоторую добавку к ним, состоящую в способах их отбора, обработки и обобщения. Интересна позиция Л. Н. Венгера, который рассматривает способности как ориентировочные действия. Тогда способности выступают как условия успешного овладения деятельностью и успешно го выполнения ее в смысле решения новых задач.
О способностях человека чаще всего судят по его продуктивности, но продуктивность зависит не только от врожденных задатков, но и от ряда других факторов, прежде всего от развития соответствующей системы операций и умений, способов действия в некоторой конкретной области. Уровень же развития операций, умений и навыков зависит от воспитания и обучения. Поэтому нередко мы сталкиваемся с тем, что люди, изначально более даровитые, достигают меньших результатов и продуктивность их мала, а менее одаренные, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформированы и необходимые личностные черты эмоционально-волевого характера, оказываются существенно более продуктивными.
Дружинин приводит 3 точки зрения
1) влияние времени, проводимое с родителями на развитие способностей (модель не находит статистического подтверждения): уровень образования родителей, не учитывает эмоциональных отношений ребенка к родителям; способность родителей развивать ребенка;
2) идентификация с ролью. Если ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола, то усваивает его способности (более продуктивны). Не находит подтверждений.
3) зависимость
интеллекта ребенка от
В семьях с меньшим
количеством детей уровень
Имеет значение средний уровень интеллекта в семье.
Наиболее признана модель генетико-средовых взаимодействий. Пломинг.
1) пассивное влияние – родители и дети имеют общую наследственность и общую среду (родители музыканты, ребенок – в музыкальной школе)
2) реактивное – влияние среды на врожденные особенности индивида;
3) активное – индивид сам ищет среду или создает условия.
Творческие способности чаще проявляются у:
1. старших и единственных сын в семье
2. дети, которые
идентифицируют себя с
3. семьи, где отец старше матери
4. ранняя смерть родителей
5. семьи, которые уделяют повышенное внимание развитию способностей у детей.
Креативным детям свойственно: демонстративность, истеричность, импульсивность, чаще проявляется в семьях с демократичным, но эмоционально неуравновешенным отношением.
Условия формирования креативности:
- отсутствие регламентации поведения,
- позитивные образы творческого поведения
- создание условий
для подражанию творческому
- блокировка агрессии и диструктивности
- социальное
подкрепление творческого повед