Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
4. Психология как наука о поведении: история становления, основные теоретические подходы.
Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение). - направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г). Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии - поведение.
Какие основания для
возникновения новой
Первое основание - это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.
Второе основание - запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики, промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Практическое приложение этой теории - введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными, в том числе социальными системами - не заставили себя ждать.
И третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, я бы сказала даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.
Девизом бихевиоризма стало
понятие о поведении как
Это было изначально здоровое учение, ориентированное на успех, эффективность поведения и активности в сложных социальных ситуациях без странных и непонятных химер сознания, осознания, переживания, страдания и прочего. Поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула S и ответной реакции R; в качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S - R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. Мы не будем подробно анализировать почти столетнее развитие идей бихевиоризма, связанных с такими авторитетными учеными, как Торндайк, Иван Павлов, Э. Толмен (который ввел в классическую схему существенную поправку, поместив в нее среднее звено - промежуточные переменные, так что схема приобрела вид S - V - R), Б. Скиннер (концепция оперантного обусловливания) и т.д.
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями и сами средовые стимульные факторы. Таким образом, предмет психологии расширился до таких феноменов, как научение, действие, социализация, социальные детерминанты поведения и т.д. Психология перестала быть индивидуальной. Ее предмет расширился до социально-средовых факторов, и в некотором приближении при помощи этих факторов она реализовала свою научную программу - научиться управлять поведением.
Факты поведения - Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, - поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т.п.; в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл. Наконец, это поступки - еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д.
Задачи: 1) выявить и описать типы реакций; 2) исследовать процесс их образования;
3) изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.
В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по 5 предсказывать R, а по R заключать об S.
Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря чему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел объективный метод - метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевиористкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.
Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п. Дж. Уотсон:
1. Психологии человека
не удавалось выполнить
2. Психология с бихевиористской точки зрения - чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. Оно является инструментом/средством, с помощью которого работают все науки.
3. Факты в поведении амебы имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека.. Подобным образом законы поведения амебы (область ее реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны быть определены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в сферу научного контроля.
4. Предлагаемый отказ
от состояний сознания как
самостоятельного объекта
5. Психология как наука о поведении хочет пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. По всей вероятности, даже эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.
Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от реальных жизненных проблем. Однако довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия,наибольшую известность из них получили Толмен (1886-1959) и Халл (1884-1952).
Толмен отказался от понимания поведения только
как системы реакций на стимулы и ввел представление
об имманентной активности (не реактивности)
организма, о целенаправленности,
разумности и целесообразности поведения. Цель явилась организующим
и направляющим началом поведения
для Толмена, ее стали понимать как конечный
результат, который должен быть достигнут
в итоге практического выполнения организмом
серии взаимосвязанных поведенческих
актов.
Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами
и поведенческими реакциями являются
не прямыми, а опосредованными. Их
изменяют, модифицируют так называемые
"промежуточные переменные", среди
которых много собственно психологических
явлений. Важнейшие из них у человека следующие:
цель, ожидание, гипотеза, когнитивная
карта мира, знак и его значение. "Поведение,
- писал Толмен, - ...является целевым и когнитивным.
Идеи, высказанные Толменом, получили
развитие в работах К.Халла.
Ученый |
Предмет и задачи исследования |
Основные результаты |
Э.Торндайк |
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задач в проблемном ящике. |
Законы образования коннекции (связя), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок. |
Д. Уотсон |
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. |
Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание. |
Э. Толмен |
Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблема поведения. |
Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении. |
К. Халл |
Формирование гипотетико- |
Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения. |
Б. Скиннер |
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. |
Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения. |
Д. Мид |
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». |
Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я». |
А. Бандура |
Исследование социального
научения, изучения механизмов формирования
социального поведения и |
Понятие косвенного подкрепления, раскрытия роли модели подражания, исслед-е самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения. |