Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
15. Деятельностный подход в психологии: истоки, предпосылки, основные идеи.
Предпосылки деятельностного подхода в психологии, начинают складываться в 20-е годы. В 20-е годы спектр психологических направлений чрезвычайно широк, в том числе и в нашей стране. Это бихевиоризм, рефлексология, реактология, психоанализ, гештальтпсихология, прикладные направления, как педология и психотехника. В середине 20-х годов Выготский пишет работу "Исторический смысл психологического кризиса", в которой предлагает не объединить то, что не может быть объединено, а создать фактически новую психологию, новую парадигму исследования человеческой психики и его сознания.
Условиями появления
деятельностного подхода
В 1922 г., была опубликована статья Рубинштейна "Принцип творческой самодеятельности". В этой статье дается первая формулировка «принципа единства сознания и деятельности". Рубинштейн сначала сформулировал принцип единства сознания и деятельности в "абстрактной форме", а впоследствии этот принцип стал разрабатываться эмпирически в самых различных исследованиях (как в школе Рубинштейна, так и - параллельно - в школе Леонтьева).
С.Л. Рубинштейн: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство. Анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности... Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство».
Леонтьев был сотрудником Выготского, его учеником, который затем пошел своим путем. Уже в начале 30-х годов Леонтьев откликается на призыв времени, отчетливо сформулированный чуть позже Рубинштейном: принцип единства сознания и деятельности, вытекающий из философских идей Маркса относительно человеческой деятельности, открывает подлинную возможность "как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается". Оказалось, однако, что этот принцип может быть использован не только при анализе собственно человеческого сознания, но и в филогенетических исследованиях психики животных и одной из величайших загадок природы - возникновения психического отражения. Филогенетический аспект разработок данного принципа получил свое освещение в работах Леонтьева конца 30-х годов и последующих, опубликованных в 1940-1947 годах и вошедших затем в книгу "Проблемы развития психики". Задача, которую поставил перед собой Леонтьев: приблизиться к решению вопроса о возникновении психического отражения в ходе эволюции живой материи.
Леонтьев: «По сравнению с протоорганизмами и растениями, пошедшими в эволюции по пути развития раздражимости как низшей формы отражения организмом внешних агентов в живой природе, у многих животных в ходе эволюции наблюдается развитие форм деятельности и появление новых отношений со средой».
О деятельности: Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадает между собой, называются действиями. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Еще одна подструктура деятельности: операция - способ осуществления какого-либо действия. Одно и то же действие может быть совершено различными способами, с использованием различных орудий и средств. Позже Леонтьев назовет соотносимую с операцией реальность "задачей" - т.е. целью в определенных условиях.
В теории деятельности Леонтьева подчеркивалась отражательная характеристика ощущений, т.е. ощущения рассматривались как связь субъекта с внешние миром, а не в качестве перегородки между ним и миром. Леонтьев также в своей работе рассматривает понятие «образ мира». «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придаю реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности».
Личностный смысл - это значение "для меня", которое определяется мотивами и потребностями данного человека. В последнее время изучение личностного смысла и других смысловых образований становится, пожалуй, в центр исследований сознания в русле деятельностного подхода. Сознание и психическое вообще может пониматься и как особого рода внутренняя деятельность (хотя этот широко используемый термин кажется мне не очень удачным), построенная по образцу внешней деятельности и имеющая то же строение. Таким образом психические процессы рассматриваются как особые действия или операции, имеющие соответствующие цели и задачи, в рамках какой-либо предметно-практической внешней деятельности, либо как особая деятельность со своими мотивами. Таким образом, Леонтьев применяет теорию деятельности в широком контексте ко всем феноменам психологии. Деятельностью также являются все познавательные процессы.
Позднее, на основании деятельностного подхода П.Я. Гальперин разработал теорию «планомерно-поэтапного формирования умственных действий». В теории Гальперина четко разделяется собственно ориентировочная часть действия и его исполнительная часть: "именно ориентировочная часть в первую очередь отвечает за ход обучения и качество его результатов" Чтобы сформировать у ребенка представление о том, что и в какой последовательности нужно делать, необходимо сначала составить полный "алгоритм" выполнения задания, т.е. схему ориентировочной основы действия, и дать ее ребенку в форме не только "устных указаний и объяснений", как это обычно бывает, а во внешней, "материализованной" форме: например, в виде карточки, на которой это все расписано.
Д.Б. Эльконин занимался рассмотрением проблемы "ведущей деятельности" и периодизация психического развития в онтогенезе. Идея ведущей деятельности принадлежит Леонтьеву, который считал, что в различные стадии психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют неодинаковую роль в этом развитии: одни - большую, другие - меньшую. В целом на каждом возрастном этапе существует своя система этих деятельностей, одна из которых является "системообразующей", или ведущей. Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Эльконин пришел к стройной схеме периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип ведущей деятельности. Он разделил ведущие деятельности на две группы: в первую входят деятельности, в которых происходит развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в системе "ребенок-взрослый", ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение им норм отношений между людьми; во вторую включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе "ребенок-общественный предмет".
Структура деятельности - это действия и операции как составные части деятельности:
Мотивы (побудительные силы) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она осуществляется. В качестве мотивов обычно выступают конкретные потребности, которые в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяются.
Цели (значимые для человека, предметы, явления, знания, умения, навыки, достижение которых составляют средства его деятельности) - это идеальное представление будущих результатов деятельности.
Предмет деятельности - это то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (познавательная деятельность - информация, учебная деятельность - ЗУНы, трудовая - материальный продукт).
Действия и операции (для достижения целей деятельности). Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную цель. Операция - это конкретный способ осуществления действия.
Результат (что достигается в ходе деятельности).
Схематически процесс деятельности - это развёртывание и взаимодействие её структур во внутреннем плане и внешнем плане.
-во внутреннем плане: потребность - мотив - цель - задача;
-во внешнем плане: движение - операция - действие - деятельность.
Любая реальность имеет и внутреннее и внешнее, они связаны между собой неразрывно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс, так или иначе, проявляется вовне. Вместе с тем, под влиянием внешнего изменяется и внутреннее.
В ходе деятельности идёт постоянное преобразование внешних компонентов во внутренние - интериоризация, и, наоборот, внутренних компонентов во внешние - экстериоризация.
Основные виды деятельности:
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направлена на усвоение общественного опыта.
Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.