Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа содержит 92 файла

Все.doc

— 2.05 Мб (Открыть, Скачать)

посмотреть.doc

— 19.50 Кб (Скачать)

№ 1.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 10.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 11.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 12.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 13.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 14.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 15.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

15. Деятельностный  подход в психологии: истоки, предпосылки,  основные идеи.

Предпосылки деятельностного  подхода в психологии, начинают складываться в 20-е годы. В 20-е годы спектр психологических  направлений чрезвычайно широк, в том числе и в нашей  стране. Это бихевиоризм, рефлексология, реактология, психоанализ, гештальтпсихология, прикладные направления, как педология и психотехника. В середине 20-х годов Выготский пишет работу "Исторический смысл психологического кризиса", в которой предлагает не объединить то, что не может быть объединено, а создать фактически новую психологию, новую парадигму исследования человеческой психики и его сознания.

Условиями появления  деятельностного подхода являются: 1) новая деятельностная парадигма была вариантом конкретного ответа на вопрос о новой методологии психологии. 2) сдвиг тематики становящейся советской психологии с довольно абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Исследования трудовой деятельности для психологии  показывают, что трудовая деятельность - это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, а нечто более сложное и целостное, свойства которого не могут быть выведены из отдельных реакций. Трудовая деятельность обладает свойствами общими для всех видов человеческой деятельности, а именно - целенаправленность, предметностью, социальностью и пр., а также своими, специфическими свойствами. Но для научного описания и объяснения этих свойств наличный категориальный аппарат психологии был непригоден. Требовались новые категории психологии, способные описать эту сложную реальность. 3) появление в нашей стране деятельностного подхода стало неизбежное в тех исторических обстоятельствах обращение психологов к философии марксизма, в которой, как известно, категория деятельности играет чрезвычайно важную роль. М.Я. Басов, по оценкам некоторых исследователей, первым ввел в психологию термин "деятельность" Басов подчеркивал, что понимает под деятельностью "предмет особого значения", такую область, "которая имеет задачи, никакой другой областью не разрешаемые". Если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, Басов же предложил другое решение. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он назвал ее деятельностью..4) определенная традиция, ставящая в центр психологических исследований "деятельностные" категории, в частности, "действие", была во французской психологии.

 В 1922 г., была опубликована  статья  Рубинштейна "Принцип творческой самодеятельности". В этой статье дается первая формулировка  «принципа единства сознания и деятельности". Рубинштейн сначала сформулировал принцип единства сознания и деятельности в "абстрактной форме", а впоследствии этот принцип стал разрабатываться эмпирически в самых различных исследованиях (как в школе Рубинштейна, так и - параллельно - в школе Леонтьева).

С.Л. Рубинштейн: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тожество, но единство. Анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности... Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство».

Леонтьев был сотрудником Выготского, его учеником, который затем пошел своим путем. Уже в начале 30-х годов Леонтьев откликается на призыв времени, отчетливо сформулированный чуть позже Рубинштейном: принцип единства сознания и деятельности, вытекающий из философских идей Маркса относительно человеческой деятельности, открывает подлинную возможность "как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается". Оказалось, однако, что этот принцип может быть использован не только при анализе собственно человеческого сознания, но и в филогенетических исследованиях психики животных и одной из величайших загадок природы - возникновения психического отражения. Филогенетический аспект разработок данного принципа получил свое освещение в работах Леонтьева конца 30-х годов и последующих, опубликованных в 1940-1947 годах и вошедших затем в книгу "Проблемы развития психики". Задача, которую поставил перед собой Леонтьев: приблизиться к решению вопроса о возникновении психического отражения в ходе эволюции живой материи. 

Леонтьев: «По сравнению с протоорганизмами и растениями, пошедшими в эволюции по пути развития раздражимости как низшей формы отражения организмом внешних агентов в живой природе, у многих животных в ходе эволюции наблюдается развитие форм деятельности и появление новых отношений со средой».

О деятельности: Такие  процессы, предмет и мотив которых  не совпадает между собой, называются действиями. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Еще одна подструктура деятельности: операция - способ осуществления какого-либо действия. Одно и то же действие может быть совершено различными способами, с использованием различных орудий и средств. Позже Леонтьев назовет соотносимую с операцией реальность "задачей" - т.е. целью в определенных условиях.

В теории деятельности Леонтьева  подчеркивалась отражательная характеристика ощущений, т.е. ощущения рассматривались  как связь субъекта с внешние  миром, а не в качестве перегородки  между ним и миром. Леонтьев  также в своей работе рассматривает понятие «образ мира». «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придаю реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности».

Личностный  смысл - это значение "для меня", которое определяется мотивами и потребностями данного человека. В последнее время изучение личностного смысла и других смысловых образований становится, пожалуй, в центр исследований сознания в русле деятельностного подхода. Сознание и психическое вообще может пониматься и как особого рода внутренняя деятельность (хотя этот широко используемый термин кажется мне не очень удачным), построенная по образцу внешней деятельности и имеющая то же строение. Таким образом психические процессы рассматриваются как особые действия или операции, имеющие соответствующие цели и задачи, в рамках какой-либо предметно-практической внешней деятельности, либо как особая деятельность со своими мотивами. Таким образом, Леонтьев применяет теорию деятельности в широком контексте ко всем феноменам психологии. Деятельностью также являются все познавательные процессы.

Позднее, на основании деятельностного подхода П.Я. Гальперин разработал теорию «планомерно-поэтапного формирования умственных действий». В теории Гальперина четко разделяется собственно ориентировочная часть действия и его исполнительная часть: "именно ориентировочная часть в первую очередь отвечает за ход обучения и качество его результатов" Чтобы сформировать у ребенка представление о том, что и в какой последовательности нужно делать, необходимо сначала составить полный "алгоритм" выполнения задания, т.е. схему ориентировочной основы действия, и дать ее ребенку в форме не только "устных указаний и объяснений", как это обычно бывает, а во внешней, "материализованной" форме: например, в виде карточки, на которой это все расписано.

Д.Б. Эльконин занимался рассмотрением проблемы "ведущей деятельности" и периодизация психического развития в онтогенезе. Идея ведущей деятельности принадлежит Леонтьеву, который считал, что в различные стадии психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют неодинаковую роль в этом развитии: одни - большую, другие - меньшую. В целом на каждом возрастном этапе существует своя система этих деятельностей, одна из которых является "системообразующей", или ведущей. Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Эльконин пришел к  стройной схеме периодизации психического развития ребенка, в основе которой  лежал принцип ведущей деятельности. Он разделил ведущие деятельности на две группы: в первую входят деятельности, в которых происходит развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в системе "ребенок-взрослый", ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение им норм отношений между людьми; во вторую включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе "ребенок-общественный предмет".

Структура деятельности - это действия и операции как составные части деятельности:

Мотивы (побудительные силы) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она осуществляется. В качестве мотивов обычно выступают конкретные потребности, которые в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяются.

Цели (значимые для человека, предметы, явления, знания, умения, навыки, достижение которых составляют средства его деятельности) - это идеальное представление будущих результатов деятельности.

Предмет деятельности - это то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (познавательная деятельность - информация, учебная деятельность - ЗУНы, трудовая - материальный продукт).

Действия и  операции (для достижения целей деятельности). Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную цель. Операция - это конкретный способ осуществления действия.

Результат (что достигается в ходе деятельности).

Схематически процесс деятельности - это развёртывание и взаимодействие её структур во внутреннем плане и внешнем плане.

-во внутреннем плане:  потребность - мотив - цель - задача;

-во внешнем плане:  движение - операция - действие - деятельность.

Любая реальность имеет  и внутреннее и внешнее, они связаны  между собой неразрывно. Любое  внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс, так или иначе, проявляется вовне. Вместе с тем, под влиянием внешнего изменяется и внутреннее.

В ходе деятельности идёт постоянное преобразование внешних  компонентов во внутренние - интериоризация, и, наоборот, внутренних компонентов во внешние - экстериоризация.

Основные  виды деятельности:

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направлена на усвоение общественного опыта.

Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.


№ 16.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 17.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 18.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 19.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 2 таблицы.doc

— 1,022.00 Кб (Скачать)

№ 2.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 20.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 21.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 22.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 23.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 24.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 25.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 26.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 27.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 28.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 29.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 3.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 30.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 31.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32_ОК.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 33_ОК.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 34_ ОК.doc

— 87.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 35_ОК.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 36_ОК.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 37_ОК.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 38_ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 39_ОК.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 4.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 40_ОК.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 41_ОК.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 42.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 43.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 44.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 45_ОК.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 46_ОК.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 47_ОК.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 48_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 49.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 5.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 50.ОК.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 51 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 52.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 53.ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 54.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 55.ОК.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 56.ОК.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 57.ОК.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 58.ОК.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 59. ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 6.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 60.ОК.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 61.ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 62.ОК.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 63.ОК.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 64.ОК.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 65.ОК.doc

— 481.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 66.ОК.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 67.ОК.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 68.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 69.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 7.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 70..doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 71.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 72_ОК.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 73_ОК.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 74_ОК.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 75_ОК.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 76_ОК.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 77_ОК.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 78OK.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 79 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 8.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 80.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 81.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 82.ОК.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 83_ОК.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 84_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 85_ОК.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 86_ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 88_ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 89_ОК.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 9.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"