Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
6. Проблема целостности в психологии. Специфика предмета и метода в гештальтпсихологии. Принципы восприятия.
Возникла в Германии в ответ на принцип атомизма Вундта (параллельно с бихевиорезмом в противодействие одним и те же идеям) Однако позднее произошло столкновение и между сторонниками этих новых направлений.
Австрийской школа. Эренфельс обратил внимание на то, что восприятие мелодии, в известной степени, независимо от входящих в его состав ощущений звуков: при транспонировании в другую тональность звуки могут изменяться, а восприятие мелодии сохраняется. И тогда Эренфельс формулирует следующую проблему: откуда берется это новое "качество целостности", или, как его называет Эренфельс, "гештальт-качество" (от немецкого слова "Gestalt", которое обычно переводится как "форма" или "структура")? Решает в духе все того же элементаризма: восприятие мелодии представляет собой еще одно, новое, содержание сознания, которое "автоматически" появляется в сознании, как только в нем возникнут составляющие мелодию звуки... Таким образом, решение проблемы целостности в Австрийской школе не вышло за рамки элементаристского подхода к сознанию (См. [3]). Против этого и выступила гештальтпсихология, представители которой пытались показать, что нельзя говорить о какой-то суммации ощущений в целостный образ восприятия - восприятие изначально целостно.
Две школы "целостной психологии": Лейпцигская и Берлинская. В 30-е годы, в Германии к власти приходят фашисты. Почти все представители Берлинской школы гештальтпсихологии эмигрировали в разные страны, главным образом в США, и, кстати, внесли чрезвычайно большой вклад в развитие уже американской психологии. А почти все представители Лейпцигской школы остались в гитлеровской Германии и работали там. Основными представителями Берлинской школы гештальтпсихологии считаются три крупных психолога: Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер.
В Берлинской: нет никаких специфических психологических законов, отличных от физиологических...
В Лейпцигской: Феликс Крюгер, Альберт Веллек и все лейпцигские психологи настаивали на возвращении в психологию понятия "душа", которое не отождествлялось ими с понятием "сознание". Попытка выйти за пределы "феноменального мира" вылилась в формулировку важного для теории этой школы понятия "структура", которое, однако, осталось в школе эмпирически неразработанным. Под структурами понимались как раз эти самые установки, диспозиции, потенции личности, "проявляющиеся" в психических переживаниях, а в целом - душа как субстанциональный носитель всех психических явлений. При этом индивидуальная структура души у каждого человека своя, однако можно найти общие черты структур души у членов одной семьи, одной нации, одной расы. Отсюда - вполне расистские выводы о "совершенстве" или "несовершенстве" тех или иных структур у представителей различных наций и рас, так импонировавшие гитлеровцам.
Свое имя эта школа получила от немецкого слова гештальт, что означает “форма”, “структура”, “целостная конфигурация”, т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Во время зарождения гештальтизма особую остроту приобрела проблема целого и части. Всюду раздавались призывы рассматривать психическую жизнь в ее целостности, внутренней связности. Все это было предпосылкой возникновения гештальтпсихологии как школы: ее представителями были М.Вертхеймер, В.Келлср и К.Коффка, основавшие в1921 г. журнал “Психологические исследования”, а также Д.Катц, Е.Рубин и др.
Среди прочих факторов, повлиявших
на возникновение гештальт-
В последние десятилетия XIX века эта наука, по признаниям самих физиков, все в меньшей мере стала использовать принципы атомистики, предпочтя им новую концепцию, основанную на идее существования силового поля (участков пространства, пересекаемых силовыми линиями, возникающими при протекании электрического тока или при действии постоянного магнита).Классическим примером этого нового направления в физике может служить магнетизм — явление, которое трудно понять и объяснить, используя традиционные принципы, разработанные Галилеем и Ньютоном. Физики начинали мыслить в терминах поля и взаимосвязанного единства физических процессов. Их взгляды оказали поддержку сторонникам гештальтпсихологии, которые вслед за ними стали разрабатывать аналогичный целостный подход к проблеме перцепции. Идеи гештальтистов явились отражением новых веяний в физике тех дней.
Формально движение, известное
под названием гештальтпсихолог
Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХвека. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг -Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там впоследние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения иинтерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в тоже время научиться принимать и адекватно оценивать себя
Константность восприятия – это качество целостности или постоянство перцептивного образа.
Существуют различия между образом восприятия и зрительными стимулами (дорога, которая сужается).
Воспринимаемый нами образ – целостное явление, т.е. гештальт, и любая попытка разложить его на отдельные составляющие приводит к его нарушению.
Основные принципы организации восприятия:
Б.В. Зейгарник .Незавершенный гештальт тревожит дольше всего. "эффект Зейгарник", который до сих пор изучается: незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные, в одну целую девять десятых раза (то есть почти в два раза).
В.Келер. считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс "переструктурированием гештальта" и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования на звание "инсайт".
Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом "проб, ошибок и случайного успеха".
К.Левин. Курт Левин, который формально работал в то же время в Берлинском университете, что и "триумвират" гештальтпсихологов, эмигрировал вместе с ними в США и разделял основные их положения, в частности идею целостного подхода к изучению сознания и поведения человека, представляет собой столь оригинальную фигуру в психологии, что многие исследователи рассматривают творчество этого ученого отдельно.
Квази-потребность К.Левина - потребность выполнить действие после того, как человек решит для себя, что это действие нужно выполнить. Левин использовал здесь физическую аналогию: представим себе квази-потребность некой заряженной целостной системой, энергия которой стремится к разрядке. Если действие прервали, вся энергия разрядиться не успела и поэтому оказывала свое влияние на запоминание - и это "остаточное напряжение" приводило к лучшему запоминанию. Сделать так, чтобы смысл задания (рисование палочек) у испытуемого изменился и у него образовался бы новый мотив (побуждение) к выполнению задания. Тогда возникнет новая квази-потребность и новая энергия
В левиновском поле объекты не просто выделяются как фигуры из фона, а обладают для нас определенной притягательностью или вызывают отвращение, то есть обладают определенной "валентностью". Причем валентность объектов, как правило, не постоянна: она определяется динамическими отношениями, существующими в данной целостной ситуации в данный момент времени.
К.Левин задался вопросом, почему же взрослые, серьезные люди совершали подобные манипуляции: и отвечал, что в ситуации, в которой субъект не занят осмысленным действием (а для К. Левина это означало, что в данной ситуации у людей не формировалось дифференцированного намерения), поведение становилось "ситуативно обусловленным", "полевым"
Тамара Дембо. Исследования фрустрации. Цветок достать – найти 3 решение, которого нет. – валентность нейтральных предметов становилась отрицательной
В рамках этих концепций проблема целостности стояла как проблема целостности этих содержаний сознания, само же сознание понималось как "сцена", на которой развертываются те или иные события. Как правило, авторы данных концепций не приписывали сознанию собственной активности, все происходящие в нем изменения и образование собственно целостных содержаний трактовались как результат чисто пассивных процессов: либо механического сцепления различных элементов (Эренфельса), либо установления "динамического равновесия" в "психологическом поле", в основе которых лежали физиологические процессы (гештальтпсихология).