Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
7. Общая характеристика
психоаналитического
Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии - в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротич. нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).
Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) - причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. - все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован. Задача психоаналитика-помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т. е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново - это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.
3. Фрейд утверждал
наличие в человеке двух начал,
Эдипов комплекс и комплекс Электры. Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфликта: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом наказания за запретные желания и поступки.
Структура личности: Оно – психическая энергия, либидо, стремление к жизни и смерти; задача – получение удовлетворения. Я - задача – взаимодействие с окружающим миром; принцип реальности; контролирует все умственные, интеллектуальные процессы, а е рефлексы; вся жизнь – баланс между Я и Оно; (в 2-3 года). Сверх-Я – моральная сила личности, задача – оценить правильность чего-то, исходя из норм, правил. Часто строится из родительских образов (3 года). Все 3 должны находится в равновесии (энергетическом), иначе – неврозы.
Тревога – состояние, предупреждающее о том, что эго или Я в опасности. Типы:
- объективная (реальная опасность, Я)
- невротическая(страх
понести наказание за
- моральная
(опасения заслужить чье-либо
неодобрение; чувство/комплекс
Тревога создает напряженность, мы предпринимаем какие-то действия, чтобы ее снять. Для этого и существуют защитные механизмы – путем подсознателього отрицания или искажения реальности.
Формы защиты:
Было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.). Как вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин "нормальный невротик"). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний.
Выявить скрытое,
сделать бессознательное
Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично, а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития - всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.
Прежде
всего, в психоанализе предметом
изучения стала динамика отношений
между бессознательным и
Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду
Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего - семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.
Наконец, идея психологической защиты - одна из Центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем, в том числе далеко от него ушедших; лидеры большинства крупных психотерапевтических направлений прошли шкоту фрейдовского психоанализа.
Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда. Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К.-Г. Юнг.
Направление, основанное австрийским (с приходом к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870-1937) называется "Индивидуальная психология". Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.
Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться не демократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер, - обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т. е. братьями и сестрами
Итак, исходным является чувство неполноценности. Для самоутверждении два пути - конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения). Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними; деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации. Выбор пути самоутверждения зависит от развития и "сохранности" социального интереса - под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожденно (хотя Адлер специально это не обсуждает), но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается - в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. Человек с "ошибочным жизненным стилем" как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обнаруживает собственной неполноценности, замаскированной позицией "берущего", псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется - хотя и не осознается. Задача терапевта - восстановить реалистические отношения пациента с миром, раскрыть его навстречу другим.
Совершенно особую систему
мировоззрения предложил
Основа теории Юнга - учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если содержание личного бессознательного составляют комплексы то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы-первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов. Усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах кул-ры, прежде всего в мифологии
Центральное место в "Аналитической психологии" занимает индивидуация - процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного - "Тень" (своего рода антипод "Я", т. е. знания о себе), "Анимус" и "Анима" (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты - сила, логицизм, агрессивность и т. п., - и типично женские - нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, "культурный стереотип" ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип "самости", своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно - ибо, по Юнгу, душа бессмертна.
Из крупных последователей 3. Фрейда центральное место' ей отводил, пожалуй, только В.Райх (1897-1957), в центре концепции которого оказывается "оргонная энергия" (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения; если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно - в виде "мышечных панцирей", скованности, зажатости; т. к. Райх утверждал единство души и тела, то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий. Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания.
Так, Карен Хорни (1885-1952), создатель теории, называемой "Культурно-философская психопатология", полагала исходным моментом в развитии личности так называемую "основную тревогу", бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры она определяется предлагаемыми ею противоречивыми ценностями, что особенно характерно для интенсивно развивающихся культур; это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что-то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего-либо определенного. В результате человек "убегает" от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, В результате ребенок оказывается во внутренне противоречивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность; не в состоянии осознать истинный источник конфликта ребенок переживает его как неопределенную опасность, исходящую от мира, что и означает тревогу.
Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения, при которых вероятность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начинает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенденцию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность, в то время как другие остаются нереализованными.
Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности-все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них.
Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего "реального Я", в пользу иррационального "идеального Я", позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу.
Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни),
Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (р. 1902) главную роль в формировании личности отвел человеческому "Я", которое не просто служит "Оно" (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное - психическое здоровье личности, ее "идентичность" (в представлении Эриксона это означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастность и миру и другим людям). Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления "Я" и продвижения к идентичности (его теория часто называется "Эго-психология" или, что то же самое, "психология Я") На пути "интеграции Я" личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления "Я" или его ослабления, наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия .с социумом.