Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
59. Понятие
психологического воздействия
Аристотель выделял 3 компонента в речи, чтобы влиять:
Цицерон выделял 5 элементов убеждающего воздействия:
все это базируется на ораторском мастерстве.
В 1552 году соц. Псих. занималась этим вопросом с точки зрения действия.
Влияние (воздействие) – осознанная попытка изменения мыслей и действий посредством манипулирования мотивами человека в отношении желаемого исхода.
Современные определения:
Псих.влияние – воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств (вербальных, невербальных)
Намеки, ссылки, угрозы тоже являются влиянием и имеют психологические последствия.
Административное влияние – уволить, понизить в должности, перевести в другой отдел.
Субъекты влияния:
Куликов – объекты влияния: благо, цель, конкретный предмет. Другой человек остается субъектом.
Истинные цели влияния:
Мало изучено непроизвольное влияние.
Харизма – психологическая притягательность. Способность вызвать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении (оксфордский словарь). У Ожегова «харизмы» нет, а обаяние = очарование, притягательная сила. Механизмы обаяния еще не изучены. Это некоторые черты личности.
Виды влияния:
Техники противостояния влиянию:
Техника убеждения. Схема Ласалуэла (в интерпретации Д. Майерса)
Характеристики коммуникатора общения:
при
описании субъективных предпочтений (сок,
одежда) – более убедительна
Характеристики сообщения:
Способы передачи сообщения:
У адресата (аудитории) важно учитывать:
ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ (не забудь о вышесказанном, это как итог!)
1. Определение цели выступления.
Определите до начала выступления свои цели, они могут: информировать слушателей рассказ о чем-то новом; убедить слушателей подготовка слушателей к признанию способа решения проблемы; побуждение к действию вызвать желание, что-либо изменить.
2. Соберите информацию о вашей аудитории.
Уточняется возрастной состав, специалисты перед вами или дилетанты, социальное положение, степень осведомленности о предмете выступления, личные и общественные интересы, степень близости докладчика к слушателям (знакомы вам нелюди или нет). Это все СТАБИЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ аудитории. Перед выступлением проясняются для себя СИТУАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, а именно: эмоциональное состояние собравшихся их ожидания. Собрав, эти данные вы можете понять в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к определенной группе, обозначить род занятий и степень профессиональности.
3. Конструируйте свой образ.
Кредитность или привлекательность
4 Подготовка речи.
Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления. Способность к запоминанию информации очень ограничена, один из способов запомнить побольше информации - связать ее в виде пакетов. Необходимо хорошо структурированное содержание выступления так как способность успешного восприятия речи у слушателя сохраняется в течении 15 минут. Речь лучше всего записывать на карточки блоками. Особое внимание следует уделить началу и концу речи. Первые слова - настройка на аудиторию, поэтому начало должно быть ярким. Завершающая фраза резюмирует выступление, она должна звать к действию. Сама речь должна быть образной чем рассказывать о чем-то проще это продемонстриривать. Выбор: аппеляция к рассудку или эмоциям. Для эмоционального воздействия используются следующие приемы: ЗАКОН ДРЕМЛЮЩЕГО ЭФФЕКТА. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из закона следуют два важных принципа: принцип НАСТОРОЖЕННОСТИ - быстро и прочно усваивается информация об угрозе, при этом остальная информация блокируется; принцип РЕЗОНАНСА - хорошо усваивается информация, касающаяся самой аудитории. Этот закон реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты. СЕНСАЦИЯ - новость, рассчитанная на эмоциональное острейшее восприятие, она может как привлекать внимание к чему либо, так и отвлекать.
Выстраивайте речь в соответствии с законами восприятия. Сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в речи. Закон очередности - значимые события сообщаются в первую очередь. Закон предшествования. Любая информация усваивается аудиторией в первом толковании. Максимально используйте возможности языка.
Речь желательно выстраивать с учетом визуального, аудиального, кинестетического восприятия - это придает речи зримость, мелодичность выпуклость. Она лучше воспринимается аудиторией, хорошо воздействуют речевые формулы, применяйте приемы убеждения.
5. Организуйте пространство для выступления.
Официальная речь лучше воспринимается в зале с трибуной для выступления, чем в домашней обстановке. Неофициальное выступление лучше проводить в неформальной обстановке сдвинуть ряды стульев и сесть поближе к аудитории.
6. Настройка на аудиторию.
7. Выступление.
Создание контекста - настроиться на аудиторию, добиться резонанса, создать впечатление, что сейчас произойдет, что-то необычное, представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами. Если люди незнакомы можно создать для их взаимодействия контекст - совершить совместные действия : переставить стулья, столы, пересесть поближе. Не начинайте говорить, пока не наступит тишина, возьмите паузу аудитория сама наведет порядок. Или говорите очень тихо, чтобы вас услышать слушателям придется замолчать. УСТАНОВИТЕ зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд по 2-3 минуты на каждом слушателе: вы показываете свою заинтересованность и контролируете реакцию на свое выступление. ПЕРЕХОД к теме беседы для привлечения внимания лучше всего рассказать историю притчу анекдот. ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙТЕ с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи суть в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся. Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы, повышающаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения. Ключевые моменты речи выделяются голосом или жестом. ВОВЛЕКАЙТЕ аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор. ПРОЯВЛЯЙТЕ гибкость - после вхождения в резонанс необходимо его всячески поддерживать, делайте вид, что бы не происходило в зале - так и было задумано.
11. Адекватно реагируйте на критику.
Вам задают провокационный вопрос - выслушайте, поблагодарите и уточните его позицию. Используйте методику расшифровки смыслов и рефрейминг, применяйте психологическое айкидо: соглашайтесь с нападающим и доведите до абсурда, пригласите его на трибуну и он скоро всем надоест.