Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
80. Основные социально-
Социализация – одно из ключевых понятий современной общественной мысли, широко трактуемое философией, социологией, психологией и педагогикой. Его содержание характеризуется через выделение целого ряда признаков, имеет междисциплинарный статус, однако не является стабильным и однозначным.
Анализ научной литературы, посвященной данному вопросу, показывает, что на данный момент не существует единственного определения данного понятия, его сущности. Изучение данного вопроса показало, что под социализацией понимают:
Анализ разных подходов к
понятию «социализация»
В теории интеракционализма социализация является результатом социального взаимодействия людей (Д.Хорке, Т.Ньюком); в структурно-функциональном подходе сложилось понятие о социализации как о процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (Р.Мертон, Т. Парсонс); в критической концепции процесс социализации личности рассматривается как формирование гибкости в оценке самого себя и умения переоценивать систему ценностей ( Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс); концепция «баланса идентичности» определяет социальную среду не как систему внешних воздействий, а как совокупность возможностей, стимулирующих личность к принятию определенных ролей (Л.Кольберг);
Классификацию существующих в западной науке концепций социализации стоит проводить все-таки не по основополагающим философским и психологическим школам и течениям, а на основе того, как сторонники того или иного направления представляют себе цели и сущность социализации, модус поведения личности, который она призвана формировать. Рассмотрим различные концепции и подходы к изучению процесса социализации за рубежом.
БИОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.
Теория рекапитуляции С. Холла. Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими-то другими положениями.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако, свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития.
Общая черта био- и социогенетического подхода к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.
АДАПТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ в социализации отражает структурно-функциональный подход. Несмотря на некоторое отличие представлении проблемы социальной детерминированности воспитания у различных школ этого направления западной науки начала 20-х годов, социализация личности трактовалась как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.
С наибольшей полнотой эта
позиция нашла выражение в
теоретической системе Джона Дьюи. Он называл школу «лабораторией
буржуазной демократии» и утверждал, что
она может стать мощным средством изменения
социальной среды и отношений между людьми.
Рассматривая школу ракурсе активной
общественной среды, он выделяет как важную
составную часть своей воспитательной
доктрины социализацию, считая, что заложенные
у человека от природы уникальные способности
могут проявиться лишь в процессе социализации. Социализацию он понимает
как приспособление к общественной среде
и подчеркивает, что необходимо «выкристаллизовывать»
индивидуальность каждого воспитанника.
Здесь нет противоречия, если иметь в виду
одно из важнейших положений Дж. Дьюи:
развитие личности определяется «социализацией
ума», то есть ломкой социальных стереотипов,
стремлением служить другим людям, делиться
с ними богатством своих способностей.
Иными словами, социализированная личность,
по Дж. Дьюи, добивается полного совпадения
общественных и личных ценностей поведения.
Важнейшим понятием в концепции социализации
у Дж. Дьюи является категория «опыт».
По мнению Дж. Дьюи, опыт включает все переживаемое
человеком: ощущения и мысли, невежество
и знание, чувства, привычки, потребности,
интересы, любовь и ненависть. Опыт он
считает единственно реальным миром подлинных
ценностей. Поэтому социальное становление
личности — это не что иное, как постоянная
«реконструкция» ее опыта. Но при этом,
как утверждает Дж. Дьюи, и в материальной,
и в познавательной деятельности человек
изменяет мир, «делает» его, то есть всегда
выступает как активный субъект, реконструируя
свой опыт: «Природа опыта своеобразно
объединяет активный и пассивный элемент.
Активно опыт ставится, пассивно он испытывается.
Мы воздействуем на предмет, а потом он
воздействует на нас. Ценность опыта зависит
от соотношения этих элементов. Когда
мы испытываем обратное действие на нас
нашего опыта — мы учимся»
В конце 50-х — начале 60-х годов адаптивная концепция социализации формировалась главным образом под влиянием структурного функционализма в русле позитивистской методологии (Т. Парсонс, О. Брим, Р. Кениг, В. Брецинка, В. Кукартц, П. Фулкье, Р. Лафон и др.). Понятие социализации выводилось из основного теоретического постулата структурного функционализма: стабильность и равновесие социальной системы обеспечиваются полностью за счет социальной адаптации индивидов, то есть за счет механизма социализации. Процессу социализации задается определенная модель личности, хорошо адаптированная к требованиям социальной системы, устанавливается стабильный социальный контроль. Понятие «успешной» социализации в духе структурно-функционального подхода фактически исключает аспект социальной активности индивида, который, даже в рамках этой концепции, отстаивал Дж. Дьюи. Не случайно в качестве основных понятий при характеристике этого процесса использовались «адаптация», «приспособление» и большое внимание уделялось «конформности» как конечному продукту социализации. Влиятельные и широко внедренные в школьную практику экономически развитых государств Запада адаптивные модели социализации стали подвергаться критике и пересмотру в конце 60-х годов. Главной причиной этому послужил, в первую очередь, мощный взрыв молодежного движения 60-х годов в крупнейших капиталистических странах Европы и в США. Возникла потребность в теории социализации, которая позволила бы усилить социализирующее влияние государства на молодежь, но была бы эффективнее жестких методов концепции адаптивной социализации.
В начале 70-х годов как ответная реакция на такую потребность была выработана РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ (функциональный подход), которую отстаивают и активно развивают представители так называемой «гуманитарной педагогики»: Р. Дарендорф, Ф. Тенбрук, К. Лэнгтон и др. Они рассматривают социализацию как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы. Абстрактное понятие «роль» определенным образом маскирует социальные различия, создает иллюзию равных возможностей для партнеров по «игре», как полноправных граждан государства, но при условии, если ими хорошо усвоены «правила и нормы социальной игры», «функциональные поведенческие образцы»
У представителей ролевой концепции нет единства в понимании сущности социализации. К. Лэнгтон (США) определяет социализацию как «процесс усвоения системы отношений и моделей поведения соответствующей социальной группы и общества»; X. Рейнольдз (Англия) рассматривает социализацию как процесс «изучения ценностей, обычаев и образа жизни своего общества»; Р. Дарендорф (Германия) говорит о необходимости подготовки каждой личности к выполнению «определенной социальной роли в соответствии с тем социальным положением, которое занимает данная личность в обществе». Общим для большинства теоретиков этого направления является противопоставление общества и личности, изолированное рассмотрение «социальных ролей» в зависимости от специфики данных социально-экономических условий, непризнание активной деятельности человека в качестве решающего фактора формирования и развития личности.
Одной из ведущих идей ролевой концепции социализации стало положение известного французского социолога Э. Дюркгейма о «воспитании как методической социализации» подрастающего поколения. Задача педагогической науки в рамках такого понимания социализации заключается в том, чтобы определить и обосновать многообразные социализирующие воздействия (как организованные, так и стихийные) и преобразовать их в целенаправленное педагогическое влияние. При этом центром целенаправленной социализации молодого поколения должна стать школа, так как ни семья, ни другой социальный институт не способны подготовить молодежь к сложностям современной цивилизации.
Конец 70-х — начало 80-х годов отмечены новым оживлением в исследовании проблем социализации в западной социологии и психологии, переоценкой моделей и подходов как адаптивной, так и ролевой концепций, отказом от принудительного приспособления и открытого, прямого контроля. Это послужило причиной разработки КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ (феноменалистический или личностный подход). Теоретики этого направления выдвигают задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам, развитие у индивида его стремлений к «контактам с материальной и общественной средой», к самоутверждению в обществе. В своих теоретических работах сторонники критической концепции активно оперируют понятиями «самоуправление», «самореализация», «самоутверждение», «духовная самоконцентрация», «сопротивленческий потенциал» и др.
В рядах главных теоретиков критической концепции не случайно оказались сторонники «гуманистического воспитания», которые по существу обогатили прагматизм Дж. Дьюи идеями неопозитивизма, экзистенциализма, неофрейдизма. Они утверждают, что поведение человека всегда следует рассматривать как внешнее проявление его целостного внутреннего мира, как самоопределение личности с ее системой ценностей, убеждений, надежд, устремлений и отношений.
Поэтому для теоретиков критической концепции человек — активный субъект социализации. Индивид в процессе социализации (по мере своего личностного развития) не столько приспосабливается к людям и обстоятельствам, сколько стремится к самореализации и самоутверждению. Так, немецкий педагог В. Хайнц считает социализацию процессом, «в котором индивид в ходе познавательной деятельности вступает в контакт с материальной и общественной средой»
Одним из главных теоретиков
критической концепции