Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:19, шпаргалка
Шпаргалка по "Психология"
1) Область науки,
изучающая закономерности
2. Психосекс развитие – это формир полового самосознания,половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения, формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и психосексуальное развитие соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а психосексуальное развитие – духовную основу (содержание). Родившийся ребенок, естественно не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Первые 1,5-2 года авторитет родителей в первую очередь матери, чрезвычайно высок. «Мама сказала» - и это не подлежит сомнению. В дошк возрасте наступает понимание разницы между девочками и мальчиками, осозн себя как девочки или мальчика. Ребенок сам видит разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, улавлив разный тембр голоса, и делает вывод, что весь окружающий мир делиться на мужчин и женщин, ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить стать на один день лицом другого пола, то уже к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнивать свое тело с телом сверстников.
В период изучения собственного тела, малыш замечает половые различия между мужчиной и женщиной. С интересом к строению тела, появляются следующие «неудобные вопросы» и вот ребенок снова спешит спросить об этом у взрослых. И тут, как и с интересом о рождении, важно не сделать тему запретной. Лучше похвалить наблюдательность малыша и объяснить ему о различиях между мужчиной и женщиной в той же доступной ему форме. Многих родителей шокирует, что дети разглядывают их, например, в душе. Не стоит усматривать в этом нездоровый интерес и прятаться от ребенка. А просто и без истерик удовлетворить детское любопытство. Ведь ребенок рано или поздно подрастет, и половые отличия перестанут его интересовать. Он станет задавать более «взрослые» вопросы. Но о чем бы ни спрашивало подрастающее чадо, необходимо неизменно отвечать так чтобы:
- не было ощущения запретности темы;
- у ребенка
формировалось правильное
- у ребенка
формировалось положительное
Детский
онанизм. Сексопатологическая практика
показывает, что мастурбация – это удел
детей робких, легко ранимых, впечатлительных
и главное – одиноких, несмотря на возможное
присутствие родственников. Именно поглаживание
себя в области тех или иных эрогенных
зон, ребенок находит удовлетворение от
недостатка тепла, внимания любви, самых
близких ему людей, и в первую очередь
– матери. Врачи поэтому все чаще находят,
что детская мастурбация – это не болезнь
самого ребенка (хотя и не всегда), а показатель
неблагополучия в эмоционально-психических
взаимоотношений в семье, где растет данный
ребенок. Поэтому первой реакцией родителя
на замеченную мастурбацию детей может
быть анализ своего отношения к ребенку
и пересмотр этого отношения в сторону
увеличения внимания, ласки и заботы по
отношению к нему. Отвлекитесь на другие
интересные ребёнку темы - предложите
вместе поиграть во что-нибудь интересное.
А главное - увеличьте долю внимания, ласки
и проявлений заботы!
Если родители хотят вырастить полноценную
личность, не обремененную ненужными комплексами,
они должны ответственно подходить к половому
воспитанию своего ребенка и заботиться
о его психическом здоровье.
3) Эмоции
– это психическое состояние, которое
отражает отношение человека к происходящему
вокруг него и к себе лично.Эмоции, которые
испытывает ребенок с первых минут появления
на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны.
На основе положительных эмоций развиваются
движения, речь, память. А первые эмоциональные
проявления малыша, такие, как крик или
улыбка, являются его средством общения
со взрослым человеком. Правильно организовывать
то время, когда они бодрствуют. Когда
ребенок не спит, очень важно поддерживать
его в радостном и бодром настроении, часто
общаться с малышом, создавать условия
для игры: игрушки должны соответствовать
возрасту, игры – развитию, и площадь для
движения должна быть достаточной.
Качественное развитие эмоциональной
сферы детей не происходит само по себе.
В последнее время дети вместо общения
со сверстниками и взрослыми много времени
проводят около телевизора или компьютера.
(взр не задумываются) Но именно общение
в значительной степени обогащает эмоциональную
сферу и каким образом оно влияет на жизнь
и развитие малыша. Наверное, из-за этого
наши дети стали менее отзывчивы к чувствам
других. Работа, направленная на эмоциональное
развитие детей, независимо от того, проводится
ли она родителем или педагогом, дома или
в детском учреждении, очень важна и актуальна.Особенности
эмоционального развития
детей. Маленький ребенок реагирует
на окружающий его мир аффективно. АФФЕКТ
(от лат. affectus — душевное волнение, страсть)
— сильное, быстро возникающее и бурно
протекающее психическое состояние, характеризующееся
сильным и глубоким переживанием, ярким
внешним проявлением, сужением сознания
и снижением самоконтроля. В отличие от
чувств, которыми можно управлять, аффект
возникает помимо воли человека и подавляется
с большим трудом.
Другими словами, ребенок реагирует эмоционально
на то, что воспринимает непосредственно
«здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны,
чем у взрослого. Они могут так же мгновенно
вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный
переход от смеха к слезам и обратно не
должен вас удивлять, это особенности
эмоционального развития наших малышей.
Ребенок пока не умеет управлять своими
эмоциями так же хорошо, как взрослый,
он не может утаить своих чувств, у него
все на виду. Непосредственность ребенка,
его отзывчивость и искренность порой
удивляют взрослых.
Дети в возрасте 4-4,5 лет, испытывают не
только положительные эмоции, но могут
кратковременно впасть в состояние гнева,
раздражения, недовольства. Причем смена
настроения ребенка обычно вполне обоснована.
Эмоциональные проявления пяти – семилетнего
ребенка зачастую становятся отражением
поступков, что, в свою очередь, имеет четко
выраженную мотивацию. В отношении ребенка
будет справедлива формула – если меняется
настроение, ищи почему.
Но есть такие родители, которые требуют,
чтобы их ребенок не допускал проявления
отрицательных чувств, и даже могут наказать
его за то, что он их показывает, вместо
того, чтобы задуматься о причинах частых
капризов и нередкого раздражения ребенка.
Скорее всего, это сигнал, который может
говорить о неблагополучии в отношениях.
Взрослый на то и является взрослым, чтобы
научить ребенка, способствовать тому,
чтобы эмоциональное развитие детей протекало
нормально. Ему, взрослому, необходимо
научиться чутко подбирать формы эмоционального
воздействия. Они не должны быть или возникать
стихийно, «по настроению» взрослого,
а должны являться формой воспитания.
4) Проблема усл
и движ причин развития психики ребенка.
Проблема рассматривалась в плане теории
двух факторов наследственности и внешней
среды. При этом одни авторы считали, что
решающее значение имеет фактор наследственности,
другие приписывали ведущую роль среде,
наконец, третьи предполагали, что оба
фактора взаимодействуют. Психологи (Выготский,
Рубинштейн, Леонтьев и др.), опираясь на
ряд теоретических и экспериментальных
исследований, заложили основы теории
психического развития ребенка и выяснили
специфическое отличие этого процесса
от онтогенеза психики животного. В индивидуальном
развитии психики животных основное значение
имеет проявление и накопление двух форм
опыта: видового опыта (который передается
последующим поколениям в виде наследственно
фиксированных морфологических свойств
нервной системы) и опыта индивидуального,
приобретенного отдельной особью путем
приспособления к наличным условиям существования.
В отличие от этого в развитии ребенка
наряду с двумя предыдущими возникает
и приобретает доминирующую роль еще одна,
совершенно особая форма опыта. Это –
опыт социальный, воплощенный в продуктах
материального и духовного производства,
который усваивается ребенком на протяжении
всего его детства. В процессе усвоения
этого опыта происходит не только приобретение
детьми отдельных знаний и умений, но и
осуществляется развитие их способностей,
формирование их личности. Ребенок приобщается
к духовной и материальной культуре, создаваемой
обществом активно, в процессе деятельности,
от характера которой и от особенностей
взаимоотношений» складывающихся у него
при этом с окружающими людьми, во многом
зависит процесс формирования его личности.Соответственно
такому пониманию онтогенеза человеческой
психики возникает необходимость различать
ранее смешавшиеся понятия движущих причин
и условий развития. Так, изучение роли
врожденных свойств организма и его созревание
являются необходимым условием, но не
движущей причиной рассматриваемого процесса.
Оно создает анатомо-физиологические
предпосылки для формирования новых видов
психической деятельности, но не определяет
ни их содержания, ни их структуры.
Социальная
среда (и преобразованная человеческим
трудом природа) является не просто внешним
условием, а подлинным источником развития
ребенка, поскольку в ней содержатся все
те материальные и духовные ценности,
в которых воплощены способности человеческого
рода и которыми отдельный индивид должен
овладеть в процессе своего развития.
Социальным опытом, воплощенным в орудиях
труда, в языке, в произведениях науки
и искусства и т.д., дети овладевают не
самостоятельно, а при помощи взрослых,
в процессе общения с окружающими людьми.
В связи с этим возникает важная и мало
изученная в детской психологии проблема
— проблема общения ребенка с другими
людьми и роль этого общения в психическом
развитии детей на разных генетических
ступенях. Развитие общения, усложнение
и обогащение его форм открывают перед
ребенком все новые возможности усвоения
от окружающих различного рода знаний
и умений, что имеет первостепенное значение
для всего хода психического развития.
Усвоение детьми общественного опыта
происходит не путем пассивного восприятия,
а в активной форме.Каждая новая ступень
психического развития ребенка закономерно
следует за предыдущей; и переход от одной
к другой обусловлен не только внешними,
но и внутренними причинами. Как во всяком
диалектическом процессе, в процессе развития
ребенка возникают противоречия, связанные
с переходом от одной стадии к другой.
Одним из основных противоречий такого
рода является противоречие между возросшими
физиологическими и психическими возможностями
ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений
с окружающими людьми и формами деятельности.
5) Период дошк.
детсва явл периодом интенсивного сенсорного
развития ребенка. сенс. развитие включ
в себя 2 взаимосвяз стороны: усв. предст.
о разнообразных свойствах и отнош предметов
и явл. 2) Овлад новыми действ. восприятия,
позволяющ более полно и расчленено воспринимать
окруж мир. В раннем возрасте в процессе
действий с предметами ребенок накопил
определенный опыт, словарный запас, понимает
обращенную к нему речь. Благодаря этим
достижениям младший дошкольник начинает
активно осваивать окружающий мир и в
процессе этого освоения формируется
восприятие.Восприятие младших дошкольников
(3-4 года) носит предметный характер, т.е.
все свойства предмета, например, цвет,
форма, вкус, величина и другие, не отделяются
у ребенка от предмета. Дети видят их слитно
с предметом, считают их нераздельно принадлежащими
предмету.При восприятии дети видят не
все свойства предмета, а только наиболее
яркие, а иногда и одно свойство, и по нему
отличают предмет от других предметов.
Например, трава зеленная, лимон кислый.
Действуя с предметами, дети начинают
обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие
свойств в предмете. Это развивает их способность
отделять свойства от самого предмета
замечать похожие свойства в разных предметах
и разные в одном предмете. Мл.
дошк. возр. 1) не
овладели сенсорными
эталонами в достаточной мере, поэтому
их представления не расчленены в соответствии
с общеприн. образцами. Поэтому:А) не справл.
с заданиями, которые требуют применения
этих эталонов. Б) Без специально-организованного
обуч. усваивают только те свойства, которые
чаще встречаются. Узнав и различ им легче,
чем называть. 2) Овладение
действ. восприятия. Действ. восприятия
несовершенны. Они не дают расчленено
воспринимать сложные свойства предметов
и строить ясные, точные их образцы. Не
в состоянии выделить части из целого.
На первых порах ребенок пытается извлечь
сведения о свойствах предмета не столько
из восприятия, сколько из практических
действий с предметами. Роль позволяет
осмысливать те качества, которые важны
для понимания предмета, как единого целого.
6) Развитие человека
происходит под влиянием