Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

1.Рефлекторная деятельность мозга. Материальные процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики, Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И.П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.
Основная форма взаимодействия организма со средой — рефлекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Рефлекторные действия организма могут возникать под влиянием внешних или внутренних раздражителей. К внешним раздражителям относятся воздействия, исходящие из внешнего мира (звуки, свет, вкус, запах, высокая или низкая температура и т. п.); к внутренним раздражителям — воздействия, исходящие из внутренней среды организма (изменения в деятельности внутренних органов).

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 71.08 Кб (Скачать)

6\

1.Рефлекторная деятельность мозга. Материальные процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики, Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И.П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.  
Основная форма взаимодействия организма со средой — рефлекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Рефлекторные действия организма могут возникать под влиянием внешних или внутренних раздражителей. К внешним раздражителям относятся воздействия, исходящие из внешнего мира (звуки, свет, вкус, запах, высокая или низкая температура и т. п.); к внутренним раздражителям — воздействия, исходящие из внутренней среды организма (изменения в деятельности внутренних органов).  
В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную. Раздражитель вызывает процесс возбуждения в концевых разветвлениях чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой. 

2. Цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – верхушка “айсберга” педагогического целеполагания. Некоторые зарубежные специалисты называют эту цель “педагогическим манифестом”. Обобщенная цель далее трансформируется в образовательные субцели, обращенные к различным сферам образования в соответствии со спецификой их влияния на процесс развития личности.

в современной отечественной педагогике фиксируются следующие цели образования:

- развитие духовных сил, способностей  и умений, позволяющих человеку  преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной  ответственности в ситуациях  адаптирования к социальной и  природной сферам;

- обеспечение возможностей для  личностного и профессионального  роста и для осуществления  самореализации;

- овладение человеком средствами, необходимыми для достижения  интеллектуально-нравственной свободы,  личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития  творческой индивидуальности и  раскрытия духовных потенций  человека.

7.

1. В задачу психологии входит изучение законов психической жизни человека, с тем чтобы использовать их при организации различных видов учебной, трудовой, творческой деятельности человека, для правильного построения системы взаимоотношений людей, оптимальной организации процесса формирования личности. Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий его объективный мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства человека. Психология исследует зависимость психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека: например, объясняет, как складывается под влиянием этих условий личность человека. Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека, и тем самым для того, чтобы умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга. В настоящее время психология, как уже указывалось, проникает в целый ряд наук и сфер деятельности человека: в медицину, инженерное дело, искусство, спорт, военное дело и т. д. 

2. различают три большие группы методов:

  • методы стимулирования учебной деятельности учащихся;
  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля за эффективностью этой деятельности.
  • Методы обучения, различающиеся по источникам знаний.
  • Словесные методы
  • Словесные методы также древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности ученика. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала
  • Наглядные методы
  • В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В традиционной учебной практике в качестве наглядного материала используются учебные картины, таблицы, рисунки, фотографии, различные модели и т.д.
  • Практические методы обучения
  • Суть практических методов обучения состоит в том, что преподаватель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с какими-либо реальными объектами или их моделями

8.

1. Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную. Метод психологии в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д. Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

2. Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Основополагающими принципами обучения являются следующие.

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Требование систематичности  и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности  содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение  предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

6. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

8. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.

9

1.Различают два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею. Есть данные, свидетельствующие  о том, что уже простейшим живым  существам – одноклеточным –  свойственны близкие к психике  явления, а именно: способность к  реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность  к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

2. Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

10.

1. Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.

Следует отметить, что  связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное  представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта  придерживались почти все представители  так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

2. Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Часть метода, отдельное воздействие – это прием.

Существует много методов  и их класификаций по различным основаниям. 

·  Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.

·  Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

·  Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.

Другие классификации  методов воспитания:

  • по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
  • по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
  • Марьенко: приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:

  1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
  2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
  3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
  4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
  5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

 

 

 

11.

1. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.  

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"