Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
№52 Роль методологического знания в соц. психологии. Уровни методологии в теории и практике социальной психологии. Позитивистская и постпозитивистская парадигма в социальной психологии.
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии подтверждает факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, но и сами представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия.
Все сказанное относится и к социальной психологии, причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость социальной психологии как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для социальной психологии — своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический - сбор первичной информации, фиксирующей соц-психолог факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический - объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретич. моделей соц-психолог процессов и явлений. Методологический - с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию соц-психолог явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и 4 уровень — процедурный. Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.
В современ науч знании термином «методология» обозначаются 3 различных уровня научного подхода.
1. Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — применяются в исследованиях. Так, для соц. психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность - специфический вид человеческой активности, некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек — субъект — определенным образом относится к объекту, овладевает им. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности, адаптирует его к основному предмету своего исследования — группе.: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста» — данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
3. Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования (в русс. яз. «методика»). Конкретные методики (или методы в узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Сами методические приемы могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения несут методологическую нагрузку.
Анализ теории методологии в социальной психологии обусловлен тем, что без понимания сути теоретического знания, лежащего в основании той или иной науки, невозможно постижение концепций, сложившихся в различных исследовательских моделей, направлений и школ.
Рассмотрим
понятие социально-
В соц науках традиционно используются методы исслед-й, сформированные в естествознании: изучение проблемы; формулирование гипотез; проверка гипотез; формулирование теории. На этой основе выделяются 5 понятий – гипотеза, операционализация, контроль и манипуляция, открытый закон, предсказание.
Гипотеза - четко сформулированное предположение о взаимоотношениях между переменными. Она может основываться на интуиции, личном опыте, результатах предыдущих исследований и теорий. Проверке гипотез часто предшествует процесс рассмотрения обобщений.
Операционализация - установление всех переменных, содержащихся в гипотезе таким образом, чтобы дать ориентиры, как должно рассматриваться исследуемое понятие. Операциональность основывается на измерении, в котором выводятся точные, обычно количественные, индексы наблюдаемого. Эти измерения оцениваются по двум критериям: валидности и надежности.
Валидность характеризует степень измерения того, что должно быть измерено, и насколько полученные показатели характеризуют изучаемое явление. Чем валиднее исследование, тем ярче выражается в нем то качество, ради измерения которого проводилось исследование.
Надежность характеризует степень точности психологических измерений. Чем надежнее измерение, тем свободнее оно от погрешностей. Иногда надежность рассматривается как стабильность результатов при повторном исследов.; как проявление степени 2 одинаковых по форме и цели параллельных исследований.
Валидность и надежность взаимосвязаны друг с другом. Последняя является необходимым, но недостаточным условием валидности.
Контроль и манипуляция в наблюдении представляют единственный путь установления причинности. Исследователь должен выявить влияние манипулируемой переменной, не обращая внимания на другие переменные, скрывающие причину. Контроль и манипуляцию можно проводить непосредственно в эксперименте, или путем статистической обработки данных.
Открытый закон – теоретическое утверждение о причинности и следствиях конкретного ряда переменных в различных ситуациях. Это важнейший элемент в силу его способности прогнозировать будущие события.
Предсказание является важнейшим результатом исследования. Как результат оно вооружает людей знаниями о закономерностях и особенностях реального мира, путях его преобразования. В соц. психологии проблема предсказания приобретает дополнительные сложности, связанные с бесконечностью личностных и ситуативных переменных, могущих оказать решающее влияние на социальное поведение людей.
Переход от однообразия к многообразию ярко проявляется в постмодернизме в психологии. Постмодернисты (Лиотар, Рорти, Фуко и др.) считают, что знание не является метафизическим, трансцендентальным или универсальным, а является продуктом конкретного времени и пространства. К. J. Gergen выделяет четыре фундаментальные особенности:
1. «Исчезновение предмета исследования».
2. Переход «от универсальных свойств к контекстуальному отражению».
3. «Маргинализация метода».
4. «Большая повесть о прогрессе».
Постмодернистская психология пытается соединить психологов и общество. Для нее характерно осознание неизбежности сочетания в психологическом исследовании многообразия теоретических подходов и эмпирических результатов, обусловленных, во-первых, сложностью объекта и предмета психологического исследования; во-вторых, троичной качественно своеобразной природой (биологическая, символическая, рефлексивная) детерминации человеческой активности, не позволяющей использовать качественно однозначные способы их описания и объяснения, а также инструменты изучения; в-третьих, зависимостью теоретических обобщений от способности исследователя достраивать целостное представление о сути исследуемого феномена на основании имеющихся в его распоряжении фрагментов знания; в-четвертых, многообразием практик и их обусловленностью конкретным ситуативным контекстом.
Постмодернистские ориентиры психологического познания отражают критические тенденции, сформировавшиеся в отношении доминирующей позитивистской традиции. Одним из возможных подходов, создающих предпосылки для такого рода диалога, выступает интегративно-эклектический подход. Суть подхода заключается в многоплоскостном, полилинейном, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного инсайтирования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, диатропичности феномена.
Позитивизм
Одно из философских направлений, которое в целом отвергает качественные исследования как научный метод, известно под именем позитивизм. Истину предполагается искать, следуя общим правилам, которые в большой мере независимы от содержания и контекста исследования; любое влияние личности исследователя должно быть исключено или минимизировано.
Изначально развитие общественных наук было тесно связано с позитивизмом. О. Конт (О. Соn1е) в середине XIX века во Франции основал и философский позитивизм, и социологию как науку. Позитивизм начался как позитивное движение, как протест против религиозных догм и метафизических спекуляций и проповедовал возврат к наблюдаемым фактам. Позитивистская наука должна была выявить законы детерминации общества и обеспечить возможность социального управления обществом. Его жесткие требования и логике и валидности научных положений оказали в середине века большое влияние на развитие общественных наук, особенно в Соединенных Штатах.
В том же, что касается критического подхода к научным фактам, точности научных аргументов, позитивисты во многом способствовали выходу соц. исследований за пределы мифов и здравого смысла.
Согласно позитивизму, молодые общественные науки должны были следовать экспериментальным количественным методам уже устоявшихся естественных наук, в особенности методам наиболее продвинутой на рубеже веков науки — физики. Целью общественных наук должно быть предсказание и контроль за поведением людей. Научные положения следовало строить на основе наблюдаемых фактов; наблюдение фактов и интерпретацию их смысла необходимо было строго разделить. Научные факты должны быть измеряемыми и объективными. Научные положения должны быть ценностно-нейтральными, факты отделены от оценок, а наука от политики. (например, интервью не может считаться научным методом).
В 1984 году на конгрессе Международного союза научной психологии, Ф. Клике в своей президентской речи выступал за развитие психологии как естественной науки, в соответствии с принципом Галилея: «Измерять то, что измеряется, и делать измеряемым то, что не измеряется». Ввели «Количественный императив»