Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
5. Общая характеристика бихевиоризма. Понятие и виды научения.
Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение). - направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г). Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии - поведение.
Девизом бихевиоризма стало
понятие о поведении как
Поведение определяется как система реакций, в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула S и ответной реакции R; в качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S - R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом.
Предмет психологии - объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями и сами средовые стимульные факторы.
Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. 1) психология была повернута на естественнонаучный путь развития. 2) он ввел объективный метод - метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.3) чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. 4) были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.
Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.
Основные теории бихевиоризма
Ученый |
Предмет и задачи исследования |
Основные результаты |
Э.Торндайк |
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задач в проблемном ящике. |
Законы образования коннекции (связя), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок. |
Д. Уотсон |
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. |
Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание. |
Э. Толмен |
Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблема поведения. |
Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении. |
К. Халл |
Формирование гипотетико- |
Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения. |
Б. Скиннер |
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. |
Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции паоведения. |
Д. Мид |
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». |
Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я». |
А. Бандура |
Исследование социального
научения, изучения механизмов формирования
социального поведения и |
Понятие косвенного подкрепления, раскрытия роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения. |
Научение – это изменение в поведении, которое возникает в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки.
В течение жизни человек учится, большинство наших действий зависит от опыта, который мы преобретаем в течение жизни. Например, общение, взаимодействие с родителями, плавание.
3 уровня научения:1. уровень реактивого поведения 2. уровень оперантного поведения 3. когнитивное поведение
Отличия: - нервные механизмы, которые в них участвуют; - сложность структуры поведения
1) Реактивное поведение. В основе – пассивные реакции организма на внешние факторы. Изменения возникают непроизвольно и связаны с изменениями в нервной системе. К этому типу научения относят:
Привыкание – это процесс, когда организм с течением времени перестает реагировать на какие-то раздражители (раздражитель не долен быть значим для жизни и деятельности, которыми мы занимаемся в данный момент)
Сенсибилизация – это процесс, при котором повторение стимула ведет к более сильной реакции организма, в результате нейтральый стимул может привести к изменению поведения (вода капает из крана)
Импринтинг – процесс(для низших позвоночных животных) наследственного и необратимого формирования привязанности новорожденного животного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни.
Условные рефлексы
Классическое обусловливание (классический условный рефлекс)
Ввел И.П. Павлов(1849-1936) решил развести условный и безусловный рефлексы; первым занялся исследованием свойств ассоциативного научения.
Безусловный рефлекс
– имеет врожденную основу и является
результатом биологических
Условный рефлекс – возникает при научении и обусловлен опытом (не передается по наследству)
Схема классического обусловливания
Основной закон формирования УР – появление УС с БС и формирование УР (закрепляющие пробы); если разорвать связь УС+БС, то происходит затухание рефлекса.
Как только связь УС+БС закреплена, УС может служить стимулом для последующих стимулов - обусловливание второго порядка:
Павлов изучал затухание и восстановление УР. УР без подкрепления БС (безусловным стимулом) затухают. Если впоследствии снова ввести БС, то рефлекс восстанавливается (причем обычно быстрее, чем сам процесс научения)
Генерализация стимула – это процесс, при котором УР вызывается стимулами достаточно схожими с первоначальными.
Дифференциация стимула – различение стимулов (черный и серый квадрат)
2) Оперантное обусловливание
Оперантное поведение – действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно взаимодействовал с окружающей средой и т.обр. устанавливал связь между различными ситуациями.
Operatio - действие. Действие – реакция среды –(+) реакция среды – закрепляется; (-) реакция среды – отвергается
Виды оперантного
а) метод проб и ошибок
Э. Торндайк. Это обучение, основанное на повторении тех реакций, которые ведут к успеху. Цель – доказать, опровергнуть умении животных мыслить.
Изобрел проблемный ящик. Кривая научения – кошка снова совершает ошибки – кошка не мыслит, а научается!!!! Закон эффекта – если за реакцией следует успех
(открыта), реакция закрепляется, если за реакцией не следует награда, реакция затухает
б) метод формирования реакции
Скиннер
(1904-1990). Объяснил, каким образом формируются
типы поведения в среде
раскрыл принципы оперантного
поведения; формирование
последовательного приближения.
Различал Классич и Оперант обуслов, где животное меньше зависит от внешней ситуации, его реакция происходит изнутри (от кошки, а не от среды). «Ящик Скиннера»
Закон: вероятность реакций увеличивается с ростом оличества подкреплений и затухает, ели подкрепления убираются; внешние стимулы осуществляют контроль над
поведение, т.е.
служат дифференциальным
в) метод наблюдения
3) Когнитивное научение
а) латентное научении – сигналы окружающей среды обрабатываются и преобразуются мозгом, в мозгу создаются когнитивные карты, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в новой ситуации или внезапном изменении старой
б) обучение сложным психомоторным навыкам – игра на музыкальном инструменте. Стадии
- когнитивная – расшифровка нотного текста, ритма, мелодичности рисунка
- ассоциативная – постоянное
улучшение координации и
- автономная – навык становится автоматическим, сосредоточение на технической стороне – все меньше
в) научение путем инсайта – с помощью объединения опыта, накопления в сознании (обезьяны без проб и ошибок)
г) научение путем рассуждения – рассматриваются данные, строятся гипотезы
- перцептивное (ребенок строит гипотезы о том, куда отнести воспринимаемый объект)
-концептуальное –