Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
8. Понятие бессознательного в психологии. Классификация бессознательных явлений.
Психология поведения сделала объектом своего изучения факты поведения, рассматривая их в качестве антитезы явлениям сознания. Однако сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.
Однако поскольку к "неосознаваемому психическому" обращались в разное время очень разные ученые, изложить эту тему, прослеживая развитие какого-то одного направления или одной теории, невозможно.
Существовало сначала негативно
Упрощено, можно сказать, что «бессознательным»
в деятельности человека называют преимущественно
такие формы деятельности, при
которых человек
Сфере подсознания принадлежит все, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях, причем это не только хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, но и глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «чувство вины», «веление долга» и т. п.
К сфере подсознания
можно отнести и сверхсознание.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Бессознательная мотивация,
По определению Фрейда “бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма”. Фрейд считал сложную мотивационную структуру личности динамичной и изначально конфликтной. Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений (“Оно”) с силой “Я” и “сверх-Я”.
Психоаналитическая теория считает, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.
Согласно сложной концепции Юнг
Э.Фромм. Дисгармония человеческого существования рождает потребности, далеко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты. Привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимоотношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека.
В современной психологии существует различные направления, исследующие бессознательное, например, - НЛП. Создавалась она как учение о здоровом мышлении. Современные технические средства и приемы НЛП эффективны при манипулировании сознанием, используя элементы бессознательного.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) "надсознательные" процессы.
Первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - включает три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы – реализуют сознательные действия
- автоматические действия – сосательные движения, хватание (врожденные/1год жизни) – не поддаются осознанию (попытки расстраивают действие) – Окно Эймса (автоматич. действия в восприятии- срабатывание линейной перспективы)
- автоматизированные действия (навыки) – сначала действие осуществляется быстро, точно, высвобождение сознания (игра на фортепиано). Поле сознания – фокус, периферия, граница. (восприятие рентгенограмм, Морзе, ин.языка после изучения)
б) явления неосознаваемой установки; - подготавливают действие
Д.М. Узнадзе (1886-1950)
Установка – готовность организма или субъекта к определенным действиям или реагированию в определенном направлении Помогает осуществить действия быстрее, но бывают «ошибки установки». Есть сознательные установки (сознательно ждать страшного и видеть страшное) и бессознательные (опыт с шариками)
- моторная уст (подстраивать кисть под форму предмета)
- перцептивная (готовность слышать шаги в темной комнате)
- умственная (решать пример тригонометрически, а можно проще, алгебраически)
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. – сопровождают (игра в бильярд, ножницы, чтение мыслей по жестам, мимике, движениям вегетативным реакциям,)
Средство коммуникации – чтение мыслей по тончайшим мышечным напряжениям и микродвижениям (Мессинг); боксеры угадывают движение противника; Лурия – ассоциативный эксперимент сопряженной моторной методики (детектор лжи)
Второй класс - неосознаваемые побудители сознательных действий.
Эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда. Сначала несколько слов о самом 3. Фрейде. Он прожил 83 года (1856 - 1939), . Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.
Свойства бессознательных представлений - это их действенность; они с трудом переходят в сознание; с работой двух механизмов- механизмов вытеснения и сопротивления.
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы (следы вытесненных, травмирующих переживаний).
В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений С той же целью используется ассоциативный эксперимент.
Третий класс - "надсознательные" процессы-
Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.
Результат: то, что вошло
в сознание, является интегральным
продуктом предшествующего