Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
14. Проблема культурного развития психики в трудах Л.С. Выготского.
Плодотворная попытка развития психологии на базе марксистской методологии была предпринята Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Опираясь на эту методологию, Л. С. Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.
Марксистская философия
Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, мнемоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение и т. п. Важнейшей характеристикой этих функций наряду с произвольностью является их опосредованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.
Леонтьев. Принцип параллелограмма развития и представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков. исследовании, которое было непосредственно проведено Алексеем Николаевичем Леонтьевым в конце 20-х годов и представляло собой конкретную разработку той программы, которая была опубликована Выготским в 1928 году в работе "Проблема культурного развития ребенка". Эту работу я тебе недавно цитировал, но она тогда показалась тебе "чересчур абстрактной".
Итак, в эксперименте принимало участие около 1200, в три группы: дошкольники, дети школьного возраста и взрослые. Здесь, как ты убедился, существует два ряда стимулов: так сказать, обычных - слова, которые надо запомнить, и дополнительных - вспомогательных - стимулов, которые называются "стимулы-средства". Они и нужны, чтобы послужить тем психологическим "инструментом", или "средством", которое облегчит испытуемому решение задачи на запоминание. Отсюда еще одно название концепции Выготского - "инструментальная". С использованием этих средств запоминание, как ты убедился, становится другим. Оно приобретает опосредствованный и тем самым произвольный характер.
Сознание – знак – действие , т.е. организует действие, и созание – F знака – ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ
Дорога от мысли к слову лежит через ЗНАЧЕНИЕ – это внутренняя структура знаковой операции.
Что представляет собой это средство, создающее особенность психики человека? Теория Выготского исходила из мысли, что основная структура общественной жизни должна определять и структуру человеческой психики? Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудий труда, то характерное отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли Выготского, является знак. Выготский объясняет это положение на примере произвольной памяти. Человек, по Выготскому, запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием. Например, завязывание узелка на память, зарубки на дереве разных форм и сочетаний у первобытных людей и т. д. Подобные средства — знаки фактом своего появления порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Узелки, «зарубки на память» выступают как психологические орудия, с помощью которых человек овладевает процессами своей памяти.
Непроизвольная память животных ограничена: во-первых, естественно запечетлеваемым материалом; во-вторых, безусловной зависимостью от ситуации. Человеческая же память в силу своей опосредованности знаком способна вбирать в себя огромное количество информации и совершенно освобождена от необходимости повторения ситуации запоминания.
Как же формируются эти орудия-знаки? В ответе на этот вопрос Выготский опирается на марксистскую теорию культурно- исторического развития человека. Согласно этой теории, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова - приказы, обращенные к другим, и направлены на действия: сделай то-то, пойди туда-то и т. д. Потом произошло принципиально важное событие — человек начал обращать слова-приказы на себя, Из внешнеорганизационной функции слова родилась его внутриорганизационная функция: Человек говорит себе «вставай» и встает говорит себе «должен это сделать» и делает. Сначала функции приказывающие и исполнительские были разделены, весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. интрапсихологические.
Превращение интерпсихологического отношения в интрапсихо логическое Выготский назвал процессом интериоризации (от франц. interiorisation — внутренний, лат. interior — извне во- внутрь). Учение об интериоризации является одним их ключевых культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого учения он показал, как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности, овладение словом-знаком. В ходе процесса интериоризации происходит првращение внешнего средства (узелок, зарубка, произнесенное слово) во внутреннюю психику человека, сознание (образ, элемент внутренней речи).
Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая — ребенок перенимает у взрослого способ общения — начинает воздействовать словом на взрослого. И третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя. Процесс формирования высшей психической деятельности в онтогенезе растянут на десятилетия. Зарождаясь в речевом общении, он завершается в полноценной символической деятельности. Человек овладевает ценностями культуры. Основными составляющими внутреннего мира становятся значения ( познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Таким образом, на основе понятия интериоризации Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции, согласно его учению, сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.
Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т.е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию. По форме оно может быть реактивным (основанным на строгой программе), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравится) и спонтанно-реактивным (программа учитывает интересы ребенка).
Выготский придавал особое значение знаковой природе слова, понимая его как особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Этот метод и получил название инструментального.
"Мышление и речь". В этой
работе он доказывал, что
На основе идей Л. С. Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия. Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством реальных действий с объектами этого мира, изменила всю систему взглядов на психику человека, а вместе с ними и на предмет психологии. Психическое рассматривалось, прежде всего, как процесс, движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты (результаты) — образы, понятия, состояния и т. д. Сам же этот процесс включает непрерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление как процесс связано с мышлением как деятельностью личности, т. е. мотивацией, способностями и т. д..