Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
13. Культурно-историческая психология: основные идеи, история возникновения.
Исторической концепция Выготского(1896-1934). называлась потому, что, согласно Выготскому, невозможно понять "ставшие", имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, т.е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развертывание того, что заранее дано. У Выготского можно встретить, скорее, иное название собственной концепции, а именно — "инструментальная".
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна - это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая - линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения...
Есть все основания
Изучать развитие для Выготского означало не просто наблюдать имеющиеся уже различия, но искусственно организовывать, моделировать это развитие пусть даже в условиях лабораторного эксперимента. Тем самым метод исследования Выготского означал одновременно формирование психических функций.
Выготский пытался рассматривать психическое развитие во всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились прежде всего онтогенетические исследования становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка.
В этом-то и пафос его концепции и разгадка второго ее определения - “культурная”. Выготский считал, что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций - под которыми он понимал произвольную память, произвольное внимание и другие психические функции – формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредствуют его “низшие” (непроизвольные) психические функции и тем самым вдут к сознанию совершенно новых образований в сознании ребенка
Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз - как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая.
С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.
Как и другие высшие психические функции, словесно-логическое мышление проходит стадии внешнего и внутреннего знака, т.е. процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) - эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) - словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака). С этой точки зрения, эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезали после 7-8 лет, но переходили во внутренний план.
Опираясь на марксистскую методологию, Л. С. Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.
Блонский любил повторять, что человек есть "homo socialis" и "homo technicus", то есть он является общественным существом, использующим орудия труда
П.П. Блонский: Отсюда ясно, в чем видеть ключ к разгадке поведения человека. Этот ключ - техническая деятельность человеческого общества. Общественное производство является тем базисом, на котором основывается поведение человечества. Для культурно-исторической концепции Выготского, в свою очередь, характерна аналогия между орудиями и знаками в поведении ребенка. Под знаками понимаются, прежде всего, слова человеческой речи, которая есть средство организации собственного поведения, подобно тому, как орудие есть средство воздействия на внешний мир и средство его организации.
Марксистская философия исходит из представления, что определяющую роль во всей общественной жизни играет материальное производство. Если животное приспосабливается к окружающей сфере, то человек благодаря использованию орудий труда видоизменяет природу, «налагает на природу печать своей воли». Из этого положения марксистской философии, с точки зрения Л. С. Выготского, вытекают для психологии важные следствия. Одно из них — способность к овладению их природой не прошла бесследно: он научился также овладевать собственной психикой: появились произвольные формы деятельности как высшие психические функции.
Выготский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, мнемоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение и т. п. Важнейшей характеристикой этих функций наряду с произвольностью является их опосредованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.
Так как жизнь общества основана на труде, а человеческий труд характеризуется применением орудий труда, то характерное отличие человеческой психики от психики животного тоже заключается в применении своеобразных «орудий» психической деятельности. Таким орудием, посредством которого строится сознание человека, по мысли Выготского, является знак. Выготский объясняет это положение на примере произвольной памяти. Человек, по Выготскому, запоминает иначе, чем животное. Животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием. Например, завязывание узелка на память, зарубки на дереве разных форм и сочетаний у первобытных людей и т. д. Подобные средства — знаки фактом своего появления порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Узелки, «зарубки на память» выступают как психологические орудия, с помощью которых человек овладевает процессами своей памяти.
Непроизвольная память животных ограничена: во-первых, естественно запечетлеваемым материалом; во-вторых, безусловной зависимостью от ситуации. Человеческая же память в силу своей опосредованности знаком способна вбирать в себя огромное количество информации и освобождена от необходимости повторения ситуации запоминания.
Как же формируются эти орудия-знаки? В ответе на этот вопрос Выготский опирается на марксистскую теорию культурно- исторического развития человека. Согласно этой теории, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова - приказы, обращенные к другим, и направлены на действия: сделай то-то, пойди туда-то и т. д. Потом произошло принципиально важное событие — человек начал обращать слова-приказы на себя, Из внешнеорганизационной функции слова родилась его внутриорганизационная функция: Человек говорит себе «вставай» и встает говорит себе «должен это сделать» и делает. Сначала функции приказывающие и исполнительские были разделены, весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. интрапсихологические.
Превращение интерпсихологического отношения в интрапсихологическое Выготский назвал процессом интериоризации (от франц. interiorisation — внутренний, лат. interior — извне во- внутрь). Учение об интериоризации является одним их ключевых культурно-исторической теории Выготского. С помощью этого учения он показал, как происходят филогенез и онтогенез человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение символической деятельности, овладение словом-знаком. В ходе процесса интериоризации происходит првращение внешнего средства (узелок, зарубка, произнесенное слово) во внутреннюю психику человека, сознание (образ, элемент внутренней речи).
Как в онтогенезе, так и в филогенезе Выготский выделяет три стадии интериоризации. Первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая — ребенок перенимает у взрослого способ общения — начинает воздействовать словом на взрослого. И третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя. Процесс формирования высшей психической деятельности в онтогенезе растянут на десятилетия. Зарождаясь в речевом общении, он завершается в полноценной символической деятельности. Человек овладевает ценностями культуры. Основными составляющими внутреннего мира становятся значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты). Таким образом, на основе понятия интериоризации Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.
Леонтьев. Принцип параллелограмма развития и представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков. исследовании, которое было непосредственно проведено А.Н.Леонтьевым в конце 20-х годов и представляло собой конкретную разработку той программы, которая была опубликована Выготским в 1928 году в работе "Проблема культурного развития ребенка".
Итак, в эксперименте принимало участие три группы: дошкольники, дети школьного возраста и взрослые. Здесь, как ты убедился, существует два ряда стимулов: так сказать, обычных - слова, которые надо запомнить, и дополнительных - вспомогательных - стимулов, которые называются "стимулы-средства". Они и нужны, чтобы послужить тем психологическим "инструментом", или "средством", которое облегчит испытуемому решение задачи на запоминание. Отсюда еще одно название концепции Выготского - "инструментальная". С использованием этих средств запоминание, как ты убедился, становится другим. Оно приобретает опосредствованный и тем самым произвольный характер.
Сознание – знак – действие , т.е. организует действие, и созание – F знака – ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ. Дорога от мысли к слову лежит через ЗНАЧЕНИЕ – это внутренняя структура знаковой операции.
На основе идей Л. С. Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия. Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством реальных действий с объектами этого мира, изменила всю систему взглядов на психику человека, а вместе с ними и на предмет психологии. Психическое рассматривалось, прежде всего, как процесс, движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты (результаты) — образы, понятия, состояния и т. д. Сам же этот процесс включает непрерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление как процесс связано с мышлением как деятельностью личности, т. е. мотивацией, способностями и т. д..