Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения Основные свойства образов восприятия (отличия от ощущений):
1) Всегда
субъективно соотносятся с
2) Характерна объективация (воспринимаем в пространстве); ощущения – находятся в нас самих
3) Итог - комплекс различных ощущений, выступающих в определенном образе (итог ощущ - чувство)
4) Образ
выступает как результат
5) Предполагает участие рационального уровня (памяти, внимания, мышления), ощущ даны непосредственно
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Функции восприятия:
- ориентация в окружающей среде
- регулирование действий
Основные свойства - предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция, структурность, избирательность.
Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы.
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаются. Эта способность не является врожденной (после операции они видели лишь расплывчатые очертания, пятна,т.е.были одиночные ощущения, не видели целостные предметы). Т.обр., восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Константность — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.
Категориальность (осмысленность)— восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов, способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы.
Константность — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия.
Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений, восприятие не является простой суммой ощущений.
Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия.
По ведущему анализатору: слуховые, двигательные, вкусовые, осязательные, обанятельные
По участию в восприятии др. психологических образований: эмоциональное, рациональное
По объекту восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.
Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в соц. психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии
незнакомого человека основное
внимание уделяется его
Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:
1. Аналитическая, при которой
каждый элемент внешности
2. Эмоциональная, при которой непосредственно не воспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства др. человека, внешне похожего;
4. Социально–ассоциативная,
при которой приписываются свой
Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о В. был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства.
Во 2 полов XIX в. представления о В. стали одной из важных частей системы психологического знания. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии.
Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М.Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (Л. В.Запорожец, А.Н.Леонтьев).
Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Современные исследования раннего онтогенеза В. человека подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. Однако развитые процессы В. находятся под контролем стоящих перед субъектом целей. Интенциональный, направленный характер этих процессов дает возможность рассматривать их в качестве перцептивных действий (В.П.Зинченко), позволяющих выделить информативное содержание ситуации, по которому субъект может сличать воспринимаемые объекты с хранящимися в его памяти прежними их отображениями и описаниями и опознавать эти объекты, т. е. относить их к тому или иному семантическому классу (категории).
Динамика процесса
опознания в большинстве
С процессами мышления В.
сближает также возможность
АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г. Э. Мюллер и американский психолог Э. Б. Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частичных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания - ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя. Методом аналитической интроспекции
Объединение ощущений в восприятие осущ-ся посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.
Некоторые из этих авторов, как например, В. Вундт и Г. Гельмгольц, привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, - некоторая внутренняя сила, направляющая мысли и ход психических процессов) или интеллектуальных бессознательных умозаключений.
Критика: при аналитической интроспекции образ не целостный. Иллюзии восприятия существуют, несмотря на прошлый опыт.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Методу аналитической интроспекции противопоставили феноменологический метод, сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.
Установили основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон.
Критика: подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Еще один недостаток - отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру.
ДЖ, ГИБСОН (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) восприятие - процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Восприятие - активный процесс извлечения информации, которая выглядит как поток. Основное ударение сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Близкие положения есть в теории Д. О. Хэбба: восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык, которому надо обучаться; восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей, но активном выделении частей объекта.
Ж, ПИАЖЕ. У ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Большое место в теории Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.
При восприятии, по мнению Ж. Пиаже, причина ошибок заключается в законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.