Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
11. История становления
и развития отечественной
Зарождение отечественной
В это время 1879 – Лаборатория Вундта (научная психология); 1861 – отмена крепостного права в России – изменение в сознании. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдет реформирование уклада, просвещение.
Возникло стремление к осознанию русского менталитета, к выделению и описанию психологических особенностей русского народа - к изучению "национального характера", "народной души", под которыми подразумевались установки, ценности, верования, общие для всех членов общества.
В 1863 году после долгого перерыва было возобновлено преподавание философии в Российских университетах, при этом в курс философии вошла психология. Важнейшее отличие русской психологии: ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой. Однако эта ситуация изменяется к концу XIX века, когда во всех крупных университетах России появляются кафедры психологии (приписанные, как правило, к филологическому и историческому отделениям).
Проникновение психологических мыслей из-за границы. == Российская психология д.б. особенной
Изначально 3 направления:
1. Объективная психология
(естественно-научная) –
Сеченов И.М. (1829-1905), Павлов И.П. (1849-1936), Бехтерев В.М. (1857-1927) – рефлексология, Ухтомский А.А. (1875-1942) - учение о доминанте, господствующий очаг возбуждения, Бернштейн Н.А. (1896-1966) - вопрос о построении движения, Корнилов К.Н. (1879-1957)-реактология
2. психология –наука о душе (философская психология)
Кавелин К.Д.(1818-1885), Шпет Г.Г. (1879-1937)- проблемы культуры, роль слова в развитии психики
3. психология –
Челпанов Г.И. (1862-1936), Лазурский А.Ф. (1874-1917), Ланге Н.Н.
4. Из 1 и 3 направлений возникла марксистская психология (с 30-х гг.)- предмет – психика - как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе сформированного при этом образа целесообразно регулировать деятельность человека.
Выготский Л.С. (1896-1934) – культурно-историческая теория; Лурия А.Р. (1902-1977) – нейропсихолог, развивал отечественный психоанализ, занимался вопросами эволюции психики; Рубештейн С.Л. (1989-1960) – прицип деятельности, единство сознания и деятельности; Леонтьев (1903-1979) – создал Харьковскую группу психологов после гонений в 30-е гг; собственная теория деятельости, которая переросла в деятельностный подход. Проблема развития психики (диссертация), открыл писх.фак в МГУ (60-70гг)
Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала философу Н.И.Надеждину. Работая в Русском географическом обществе, Надеждин предложил программу описания силами самих русских людей особенностей народа.
Дореволюционный этап (до 20-х гг.)
Кавелин К. Д. - профессора права Московского и Петербургского университетов. Исследовал проблему нравственности, зарождаются контуры отечественной психологии личности, так как в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. В своей работе "Задачи этики" (1887) он доказывал, что нравственная личность человека является "живым двигателем" всей индивидуальной и общественной жизни людей. Проводил этнографические исследования - анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии. Пришел к выводу о возможности объективного опосредованного исследования психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем мире следы, представляющие собой знаки и символы, т.е. продукты культуры. Исторические и этнографические исследования привели Кавелина к убеждению, что культуру нельзя изучать только физиологическим методом, а личность человека является результатом не только физиологии, но и истории и культуры
Не отрицая необходимость
Сеченов И.М. Книга «Рефлексы головного мозга» (начало 60-х годов XIX в); открыл так называемое центральное торможение. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Речь шла о таком поведении организма, которое не только приспосабливается к среде, но и обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Открытие торможения доказывало, что организм обладает такой способностью.
1963г – «Рефлексы головного мозга»
Рефлекс – психическая, а е физиологическая деятельность (отражение каких-либо свойств внешнего мира)
Психический акт (рефлекс) начинается благодаря какому-либо стимулу!!!!! Без стимула жизнь невозможна (сон). «Первая причина человеческого действия лежит вне его»
Психический акт – душевное движение, которое отражается в сознании ощущением, представлением, чувством, мыслью.
Психическое – процесс имеющий начало, середину и конец, материально воплощен в процессах деятельности организма, рефлекторной по своей природе, т.е. отражающий значимость тех или иных раздражителей для организма.
Мысль – есть заторможенный рефлекс (в процессе интериоризации рефлекс сворачивается; колокольчик и ребенок)
Челпанов Г.И.создал Институт экспериментальной психологии на средства мецената С.И.Щукина.
Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.
Челпанов отстаивал как допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.
Т.обр. = предмет – сознание (в основе – теория познания, гносеология), метод – вчувствование.
Лазурский А.Ф. (1874-1917) выступил с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Поэтому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.
Ланге Николай Николаевич, профессор Новороссийского университета, создал там при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии - это была 1ая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания (колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Моторная теория внимания принесла ему известность, в т.ч. на Западе.
Послереволюционный период (20-40-е гг. и война)
Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии, активных поисков ее методологических основ и путей развития. Необходимо было пересмотреть основные открытия дореволюционной психологической науки и, выделив из них главное, нужное для новой науки, соединить с теорией марксизма. Однако уже в первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения иной, марксистской психологии. Именно в этом видели свою цель П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, М. Я. Басов, А. Б. Залкинд, Л. С. Выготский и др.
У психологии задача, стоявшей перед новым обществом, - необходимостью воспитания нового человека, гражданина.
Ведущими течениями, которые в это время развивались в России, стали учение о поведении, основы которого были заложены Сеченовым, а также педология и психотехника, ориентированные на практическое использование психологии в новой школе и на новом производстве.
Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Павлов на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможение, иррадиация, концентрация и др.), которая обусловливает внешние проявления поведения. Наряду с условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них целостные "приборы", включающие наряду с периферийными блоками центральные, локализованные в коре больших полушарий. Павлов также разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и др.
Одновременно с Павловым
свою концепцию объективной
1885 – 1 психолого-экспериментальная лаборатория в Казани
1908 – психоневрологический
институт В СПб на базе
Открыл «сочетательный рефлекс» = УР +БР
В начале XX в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. Ее предмет – совокупность различных рефлексов, а психические явления – лишь сигал для более напряженного психического процесса. В самом рефлексе оно роли не играет.
Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязиБехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды.
Свою модификацию науки о поведении предложил К. Н. Корнилов (1879-1957), который стремился соединить достижения объективной и экспериментальной психологии, сделав их методологической основой диалектический материализм. Основным элементом психики - реакция, в которой объективное и субъективное нераздельно слиты. Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция является отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Именно таким образом данные, полученные при исследовании рефлексов, могут быть связаны с результатами интроспекции.
Став директором Психологического института, Корнилов начал широкомасштабное исследование реакций, при этом в качестве таковых изучались и психические процессы, например восприятие, память, внимание.. Программа Корнилова через некоторое время была исчерпана.
Школа, созданная Г.Г.Шпетом (1879-1937), стала альтернативой как марксистской психологии, так и науке о поведении. "Введение в этническую психологию" (1927) и "Внутренняя форма слова" (1927). В то же время он начал разрабатывать основы философии искусства, опубликовал несколько статей по этой проблеме. "Границы научного литературоведения" и "Искусство как вид знания". Проблемы культуры. Роль слова в развитии психики. Фактически он одним из первых заговорил о проблеме самоидентификации, занимающей центральное место в современной психологии.
Была пресечена попытка
Для решения встающих перед возрастной психологией и педологией (с которой она фактически отождествлялась) проблем был созван первый Педологический съезд, который состоялся в конце 1928 - начале 1929 г. Он стал итогом важного этапа в развитии отечественной психологии. На съезде была выработана общая платформа развития педологии, зафиксированная в резолюции и явившаяся основой дальнейшего плодотворного развития возрастной психологии.
Басов заложил основы нового понимания механизмов психического развития, которые были развиты в концепции Л.С.Выготского (1896-1934).
Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
Говоря о существовании натурал