Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
81. Понятие аттитьюда. Структура и функции аттитьюда. Формирование аттитьюдов.
Аттитюд – широко используемый в разных областях термин. В обиход социальных наук термин «аттитюд» был введен в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким. Они, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.
В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как: а) определенное состояние сознания и нервной системы, б) выражающее готовность к реакции, в) организованное, г) на основе предшествующего опыта, д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий "социальная ценность" (для характеристики социальной организации) и "социальная установка", "аттитюд" (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности". Введение этого понятия в социальную психологию также опиралось на определенные исследования в экспериментальной психологии, но, тем не менее, здесь оно получило новое, самостоятельное толкование.
В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях ("Иельские исследования" К. Ховланда).
Бихевиористы рассматривают аттитюд как опосредствующую поведенческую реакцию – промежуточную переменную между объективным стимулом и внешней реакцией.
В России это понятие
рассматривали несколько
Структура аттитюда:
Когнитивный компонент – связан с формированием стереотипа, конструкта, просто с отнесением компонента познания к какой-либо категории, осознание объекта социальной установки.
Аффективный компонент – ответственен за формирование предубеждения к объекту или напротив, его привлекательности, эмоциональная оценка объекта. Эмоции, чувства, переживания связанные с объектом установки.
Поведенческий компонент определяет способ включения поведения в процесс социального познания, последовательное поведение по отношению к объекту. Планы, стремления, ожидания, замыслы.
Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, выделены следующие функции аттитюдов:
1. Приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Представления об этих целях и способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте.
2. Функция знания –
аттитюд дает упрощенные
3. Функция выражение
– аттитюд выступает как
4. Функция защиты –
аттитюд способствует
У. Мак Гайр, автор одного из наиболее подробных обзоров исследований социальной установки, перечисляя факторы, детерминирующие формирование аттитюда, называет в качестве первого и главного фактора вербальную коммуникацию с другими людьми, на четвертое место ставит непосредственный опыт с объектом установки и лишь на шестое - невербальную коммуникацию. Основной формой распространения социальной установки, таким образом, он считает слово.
Формирование социальной установки:
Бихевиористический подход: влиять на аттитюд можно через механизмы развития личности: наблюдение, возникновение ассоциаций, подражание.
Мотивационный подход Эдвардс, Гринвальднов: процесс взвешивания человеком “за и против”, принятие установки и последствий принятия . активность личности выше, рационален, исходя из собственных желаний.
Когнитивисткий подход. Хайдер, Ньюком, Осгуд, Фестингер.
Теория когнитивного соответствия – все люди стремятся к внутренней согласованности своих установок.
Интеракционистский подход Мид. Установки порождаются и поддерживаются социальными факторами. Мы берем установки от других людей. Влияние на формирование соц. Установки обратно пропорционально социальной дистанции.
Генетичесикий подход. Установк наследуются, но не прямо, опосредованно, через черты.
В формировании социальной
установки участвуют следующие
факторы.
1. В социальной психологии хорошо известны эффекты
сосуществования, сотрудничества, соревнования,
конфликта и др. Установлено, что в условиях
сосуществования и соактивности поведение
человека становится более плодотворным,
чем в условиях индивидуального поведения.
В процессе социального взаимодействия
индивиды, которые включены в него посредством
выражения согласия-несогласия в отношение
поведения партнера усиливают или ослабляют
продуктивность поведения так, что этот
факт остается для них неосознанным. Таким
же образом индивиды, которые включены
во взаимоотношения сотрудничества, соревнования
или конфликта, увеличивают или снижают
плодотворность друг друга.
2. Уже в подростковом возрасте
у людей посредством
3. На поведение человека значительное влияние оказывают также те требования, которые предъявляют к нему другие люди, социальная Среда. Эти требования человек переживает в виде обязанности соблюдать обычаи, традиции, правила поведения и моральные нормы.