Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
12. Объективный
подход в отечественной
Общая характеристика объективности в науке. «Объективный» - обозначает существующее вне человеческого сознания, не зависящее от сознания и воли человека. Под объективной истиной разумеется такое содержание наших знаний, которое правильно отражает действительность и не зависит от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Объективный метод в психологии есть метод опосредованного познания психики, сознания. Для объективного метода чужая психическая жизнь не менее доступна научному изучению, чем своя собственная. Субъективное является предметом научной психологии не само по себе, а лишь в единстве с объективным. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов и т.д. Это – неотъемлемое свойство психики. Объективность метода психологии зависит от того, каковы те понятия, в которых ведется анализ изучаемых явлений. Одно из важнейших требований объективного метода: психологические понятия должны включать в себя объективные признаки соответствующих явлений психической деятельности (объяснение через внешнее, а не через сознание само из себя – теряется детерминированность).
Сеченов И.М. Книга «Рефлексы головного мозга» (начало 60-х годов XIX в); открыл так называемое центральное торможение. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их. Речь шла о таком поведении организма, которое не только приспосабливается к среде, но и обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Открытие торможения доказывало, что организм обладает такой способностью.
1963г – «Рефлексы головного мозга» Рефлекс – психическая, а е физиологическая деятельность (отражение каких-либо свойств внешнего мира)
Психический акт (рефлекс) начинается благодаря какому-либо стимулу!!!!! Без стимула жизнь невозможна (сон). «Первая причина человеческого действия лежит вне его»
Психический акт – душевное движение, которое отражается в сознании ощущением, представлением, чувством, мыслью.
Психическое – процесс имеющий начало, середину и конец, материально воплощен в процессах деятельности организма, рефлекторной по своей природе, т.е. отражающий значимость тех или иных раздражителей для организма.
Мысль – есть заторможенный рефлекс (в процессе интериоризации рефлекс сворачивается; колокольчик и ребенок)
1. Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувства и пр.
2. Затем изучать способы
3. Изучать условия воспроизведения психических деятельностей.
В.М.Бехтерев (1857-1927). Бехтерев получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, которая в 70-е годы XIX в. была одним из крупнейших научных и учебных центров.
1885 – 1 психолого-экспериментальная лаборатория в Казани
1908 – психоневрологический
институт В СПб на базе
В начале XX в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. Ее предмет – совокупность различных рефлексов, а психические явления – лишь сигал для более напряженного психического процесса. В самом рефлексе оно роли не играет.
Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязиБехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды.
Первый этап: существование двух психологий: субъективной и объективной. Субъективная психология – психология индивидуального сознания (метод самонаблюдения). Но субъективному изучению можно подвергнуть только свое сознание, сознание других требует объективного подхода. Нужно изучать внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются выражением его психической жизни. Объективная психология рассматривает психические процессы лишь в их объективных проявлениях, не входя в рассмотрение субъективной стороны психического. Для сознательности процессов нет никаких объективных признаков. Т.е. объективная психология должна заниматься внешней деятельностью и деятельностью нервной системы как внешним проявлением единой нервно-психической деятельности. Но на деле эти стороны были оторваны.
Второй этап: рефлексология как преемница объективной психологии. Для рефлексологии объект и субъект взяты вместе в форме деятеля. Изучению подлежат только внешняя сторона этого деятеля, характеризующаяся совокупностью разнообразных рефлексов.
К.Н.Корнилов. Реактология. Реакция – узкопсихологическое понятие (в противовес узкофизиологическим понятиям рефлекса). Реакция есть акт биологического порядка как выявление всех функций организма во всей их совоокупности, где есть и физиологическая сторона, и ее интроспективное выражение. Предмет науки – совокупность этих реакций.
Закон – однополюсной траты энергии (умственные и физические проявления обратнопропорциональны друг другу.
Л.С.Выготский (1896-1934). Любой научный метод основан на опосредовании. Изучение опосредованных структур.
"Развитие высших психических функций", написанной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
Говоря о существовании натурал
S-R- натуральные, непосредственные психические функции;
S-X-R - высшие, опосредованные психические функции.
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. Сначала высшая психическая функция появляется как внешняя, интерпсихическая, а потом - как внутренняя, интрапсихическая.
С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.
Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т.е. активизировать развитие интеллекта детей, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию. По форме оно может быть реактивным (основанным на строгой программе), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравится) и спонтанно-реактивным (программа учитывает интересы ребенка).
Выготский придавал особое значение
знаковой природе слова, понимая
его как особого
"Мышление и речь". В этой
работе он доказывал, что
Как и другие высшие психические функции, словесно-логическое мышление проходит стадии внешнего и внутреннего знака, т.е. процесс развития мышления выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) - эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) - словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака). С этой точки зрения, эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезали после 7-8 лет, но переходили во внутренний план.
С.Л.Рубинштейн. Сознание не только проявляет себя в деятельности, но и изменяет себя через эту деятельность (принцип единства сознания и деятельности). Переосмысление понятий в русле единства, а не простое суммирование. Этот принцип обосновывает возможность объективного изучения психики. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Возражая против механистических
взглядов, он выдвинул формулу, согласно
которой внешние причины
Б.М.Теплов. Задача психологии – открытие не зависимых от сознания и воли людей законов, лежащих в основе проявления сознания и воли, в основе сознательных, волевых действий людей. Положение объективного метода – сознание и воля человека подчиняются непреложным объективным законам. Признание объективной закономерности и, следовательно, причинной обусловленности всех психических явлений есть распространение детерминизма на психическую деятельность человека. (утверждение необходимости человеческих поступков).
Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло от того объективного, что является по отношению к психике первичным. Иными словами, психическая деятельность: 1. это высшая нервная деятельность. Психические процессы неотделимы от мозговых процессов. Не может быть психического процесса как самостоятельного процесса, другого по отношению к мозговому процессу. (т.е. при объяснении психических процессов надо опираться на законы высшей нервной деятельности). 2. это отражательная деятельность мозга. Наши ощущения, восприятия, представления, мысли суть образы материального мира. 3. она как и все другие формы жизнедеятельности, зависит от условий существования организма. Психика и сознание человека зависят прежде всего и решающим образом от общественных условий существования