Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 23 вопроса по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

Психология массовых комуникаций.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Вопросы для  подготовки к зачету по дисциплине

«Психология массовых коммуникаций»:

 

  1. Понятие коммуникации. Подходы к соотношению понятий «межличностное общение» и «общение в условиях массовых коммуникаций».

 

Коммуника́ция (от лат. communicatio — сообщение, передача):

  • Коммуникация (социальные науки) — научная дисциплина, метадискурс о социальном процессе «коммуникации/взаимодействия/интеракции», а также сам этот процесс и его результаты.
  • Коммуникация (психология) — обмен информацией между живыми организмами (общение).

Межличностная коммуникация (общение) — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений.

Массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.

 

Одной из отличительных  особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового этого вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность.

Если межличностное  общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации – это всегда социально-ориентированное общение, в какой бы персонализированной форме оно не выступало, ибо это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей. Технические средства дают людям возможность передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо без должной организации и управления. Иначе говоря, невозможно ни собирать эту информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. Следовательно, использование технических средств приводит к тому , что общение в условиях массовой коммуникации носит организованный характер.

 

 

 
2. Особенности  сторон общения в условиях  массовой коммуникации: информационной, интерактивной, перцептивной.

 

Если продолжить анализ специфики массовой коммуникации с  социально-психологической точки  зрения, то следует выяснить как  в ней проявляются отдельные  стороны общения, а именно коммуникативная (информационная), перцептивная и интерактивная. Естественно, что наиболее отчетливо в массовой коммуникации выступает коммуникативная сторона общения. Сообщения массовой информации служат одним из основных источников информирования аудитории о жизнедеятельности отдельных социальных общностей и о событиях внешнего мира, в том числе и о тех которые остаются за пределами индивидуального социального опыта реципиентов, что неизмеримо расширяет возможности их социальной ориентировки. Наряду с индивидуальным социальным опытом сообщения массовой коммуникации играют большую роль в формировании социальных представлений реципиентов, определенных стереотипов и в создании общественного мнения по широкому кругу вопросов.

Большую роль в массовой коммуникации играют процессы восприятия, т. е. перцептивная сторона общения. Специфика этих процессов здесь заключается в том, что феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. Из-за отсутствия непосредственной обратной связи, коммуникатор лишен возможности воспринимать своих реципиентов в процессе общения. Лишь телевидение в большей степени приближает условия общения к межличностному, когда можно и видеть и слышать коммуникатора, но и здесь процесс общения остается в основном однонаправленным.

Весьма своеобразно  проявляется в массовой коммуникации интерактивная сторона общения. Из-за опосредованности техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют здесь непосредственного контакта. Вместе с тем проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие отсроченной обратной связи, главным образом в виде откликов аудитории на те или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий «коллективных коммуникаторов». Иначе говоря, в массовой коммуникации отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени, но они реально существуют. Все три стороны массовой коммуникации тесно взаимосвязаны.

 

 

 

3. Социальные  функции массовой коммуникации.

Базовые функции массовой коммуникации это  – воздействие и взаимодействие.

Что касается мнений исследователей по поводу того, какие функции свойственны  массовой коммуникации, то эти мнения неоднозначны. Рассмотрим некоторые  из них. Американский ученый Г. Лассуэл  выделил следующие три функции:

1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2) корреляцию с социальными структурами  общества, что можно интерпретировать  как воздействие на общество  и его познание через обратную  связь; 

3) передачу культурного наследия  как познавательно- культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

Другой  американский исследователь К. Райт ввел еще одну функцию – развлекательную, а специалист по массовой коммуникации голландец Мак-Квейл предложил  так называемую мобилизующую функцию, при этом он акцентировал внимание на целях и задачах массовой коммуникации, учитывая мобилизацию и активизацию масс во время политических и других компаний.

Отечественный психолингвист А. Леонтьев выделил  четыре функции, характерные для  радио и телевизионного общения. Это:

  1. Оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную деятельность.
  2. Функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания.
  3. Функция социального контроля – через исполнение социальных норм, этических и эстетических требований.
  4. Функция социализации личности – воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Таким образом, суммируя высказанные точки зрения и акцентируя внимание на базовых функциях массовой коммуникации – воздействия и взаимодействия, мы подчеркиваем особую роль таких фунций массовой коммуникации, которые связаны с удовлетворением социально ориентированных потребностей индивидов. Это, прежде всего:

  1. Информационная функция – выражается в нахождении информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения индивида, общества, мира в целом; удовлетворении общих интересов и любознательности; обучении и самообразовании; поиске советов, необходимой информации для принятия решения.
  2. Функции личностной идентификации стабилизация индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях поведения. Идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя. Главный критерий – способность массовой коммуникации побуждать личность и социальные группы к включенности в деятельность общества.
  3. Функция интеграции и социального общения – понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
  4. Функция развлечения – эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, эскапизм, уход от проблем, получение эстетического наслаждения, сексуальное возбуждение.
  5. Культурологическая функция, посредством которой осуществляется познавательная задача – ознакомление с достижениями культуры, науки, искусства. Эта функция обеспечивает знакомство индивидов, социальных групп со спецификой культурных традиций, культурами и субкультурами.

 

 

4. Мотивы  обращения аудитории к средствам массовой коммуникации.

Степень эффективности коммуникаций напрямую связана с учетом особенностей мотивационной  сферы аудитории. Проблема выделения  мотивов, побуждающих аудиторию  обратиться к СМК, активно обсуждается  зарубежными и отечественными специалистами. 
Американский автор Ч. Уинник, проведя обширные социологические исследования, указывает на шесть широких классов мотивов обращения реципиента к телевидению.

  • Во-первых, стремление получить новую информацию.
  • Во-вторых, стремление развлечься.
  • В-третьих, стремление получить информацию для дальнейших разговоров с близкими, друзьями, знакомыми.
  • В-четвертых, стремление интегрироваться в структуру общества, что невозможно без знания об устройстве этого общества.
  • Впятых, для сопровождения обычных дел, фоновый мотив.
  • В-шестых, за компанию с друзьями и близкими.

Отечественный специалист Н. Богомолова, опираясь на данные своих опросов, выделяет пять схожих мотивов. Ее классификация мотивов  показывает, что отечественная и  зарубежная аудитории мало различаются в своем отношении к средствам массовой коммуникации. Для отечественной аудитории, соответственно, характерны следующие мотивы.

  • Во-первых, информационный мотив: получить новую информацию и ориентировку в социальных событиях.
  • Во-вторых, эмоциональный мотив: получить разрядку, отдохнуть, развлечься.
  • В-третьих, прагматический мотив: получить информацию, пригодную для практического использования.
  • В-четвертых, социальный мотив: получить информацию, способствующую социальным контактам.
  • В-пятых, ситуационный мотив: ради компании.

 

5. Социально-психологические  функции массовой коммуникации.

В основе социальных функций  лежат объективные потребности  общества. Однако, массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из отдельных людей, наделенных разумом, волей, чувствами желаниями. В силу этого они обладают объективными психологическими потребностями. Что не может не учитывать массовая коммуникация. Иначе передаваемые сообщения могут быть не поняты или не приняты аудиторией. Выделяют следующие психологические функции массовой коммуникации:

  • Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.
  • Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.
  • Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах. СМИ предоставляют практически неограниченные возможности для выбор реципиентом своих референтных групп.
  • Функция контакта с вязана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудитории сообщений СМИ создает некую информационную общность, что облегчает установление контакта с незнакомыми людьми и закрепление связей со знакомыми.
  • Функция самоутверждения и познания проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.
  • Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.

Функция эмоциональной  разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот

 
6. Коммуникативный  процесс и его структура.

Коммуникационный  процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

Простейшая модель коммуникации выглядит следующим образом:

  

Коммуникационный процесс  можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы. Они таковы:

1.  Зарождение идеи.

2.  Кодирование и выбор канала.

3.  Передача.

4.  Декодирование.

Рассмотрим структуру  коммуникации. В нее входят такие элементы (компоненты):

  • Источник (или отправитель) - Источник. Это создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:

•   организация;

•   индивид;

•   группа индивидов.

  • Сообщение - Это информация, которую источник передает получателю. Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме, но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т.е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
  • Канал - Это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы — передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т.д. Важно правильно выбрать канал, чтобы обмен информацией был эффективным. Канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
  • Получатель - Лицо, которому предназначена информация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он будет знать, что именно имел в виду отправитель.
  • Обратная связь - Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен. Эти действия есть обратная связь. Обратная связь. Это реакция получателя на сообщение источника. Это и учет источником реакции получателя на сообщение. Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"