Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на 23 вопроса по дисциплине "Психология".
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Психология массовых коммуникаций»:
Коммуника́ция (от лат. communicatio — сообщение, передача):
Межличностная коммуникация (общение) — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений.
Массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.
Одной из отличительных особенностей массовой коммуникации, вытекающей из межгруппового этого вида общения, является ее ярко выраженная социальная направленность.
Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации – это всегда социально-ориентированное общение, в какой бы персонализированной форме оно не выступало, ибо это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей. Технические средства дают людям возможность передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо без должной организации и управления. Иначе говоря, невозможно ни собирать эту информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. Следовательно, использование технических средств приводит к тому , что общение в условиях массовой коммуникации носит организованный характер.
2. Особенности
сторон общения в условиях
массовой коммуникации: информационной,
интерактивной, перцептивной.
Если продолжить анализ
специфики массовой коммуникации с
социально-психологической
Большую роль в массовой коммуникации играют процессы восприятия, т. е. перцептивная сторона общения. Специфика этих процессов здесь заключается в том, что феномены межгруппового восприятия могут возникать и без непосредственного взаимодействия представителей этих групп. Из-за отсутствия непосредственной обратной связи, коммуникатор лишен возможности воспринимать своих реципиентов в процессе общения. Лишь телевидение в большей степени приближает условия общения к межличностному, когда можно и видеть и слышать коммуникатора, но и здесь процесс общения остается в основном однонаправленным.
Весьма своеобразно проявляется в массовой коммуникации интерактивная сторона общения. Из-за опосредованности техническими средствами коммуникатор и аудитория не имеют здесь непосредственного контакта. Вместе с тем проявлением интерактивной стороны общения в массовой коммуникации можно считать наличие отсроченной обратной связи, главным образом в виде откликов аудитории на те или иные сообщения, а также соответствующих ответных действий «коллективных коммуникаторов». Иначе говоря, в массовой коммуникации отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени, но они реально существуют. Все три стороны массовой коммуникации тесно взаимосвязаны.
3. Социальные функции массовой коммуникации.
Базовые
функции массовой коммуникации это
– воздействие и взаимодействие
Что касается мнений исследователей по поводу того, какие функции свойственны массовой коммуникации, то эти мнения неоднозначны. Рассмотрим некоторые из них. Американский ученый Г. Лассуэл выделил следующие три функции:
1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;
2)
корреляцию с социальными
3) передачу культурного наследия как познавательно- культурологическую функцию, функцию преемственности культур.
Другой американский исследователь К. Райт ввел еще одну функцию – развлекательную, а специалист по массовой коммуникации голландец Мак-Квейл предложил так называемую мобилизующую функцию, при этом он акцентировал внимание на целях и задачах массовой коммуникации, учитывая мобилизацию и активизацию масс во время политических и других компаний.
Отечественный психолингвист А. Леонтьев выделил четыре функции, характерные для радио и телевизионного общения. Это:
- Оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную деятельность.
- Функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания.
- Функция социального контроля – через исполнение социальных норм, этических и эстетических требований.
- Функция социализации личности – воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.
Таким образом, суммируя высказанные точки зрения и акцентируя внимание на базовых функциях массовой коммуникации – воздействия и взаимодействия, мы подчеркиваем особую роль таких фунций массовой коммуникации, которые связаны с удовлетворением социально ориентированных потребностей индивидов. Это, прежде всего:
- Информационная функция – выражается в нахождении информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения индивида, общества, мира в целом; удовлетворении общих интересов и любознательности; обучении и самообразовании; поиске советов, необходимой информации для принятия решения.
- Функции личностной идентификации стабилизация индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях поведения. Идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя. Главный критерий – способность массовой коммуникации побуждать личность и социальные группы к включенности в деятельность общества.
- Функция интеграции и социального общения – понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
- Функция развлечения – эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, эскапизм, уход от проблем, получение эстетического наслаждения, сексуальное возбуждение.
- Культурологическая функция, посредством которой осуществляется познавательная задача – ознакомление с достижениями культуры, науки, искусства. Эта функция обеспечивает знакомство индивидов, социальных групп со спецификой культурных традиций, культурами и субкультурами.
4. Мотивы обращения аудитории к средствам массовой коммуникации.
Степень
эффективности коммуникаций напрямую
связана с учетом особенностей мотивационной
сферы аудитории. Проблема выделения
мотивов, побуждающих аудиторию
обратиться к СМК, активно обсуждается
зарубежными и отечественными специалистами.
Американский автор Ч. Уинник, проведя
обширные социологические исследования,
указывает на шесть широких классов мотивов
обращения реципиента к телевидению.
Отечественный специалист Н. Богомолова, опираясь на данные своих опросов, выделяет пять схожих мотивов. Ее классификация мотивов показывает, что отечественная и зарубежная аудитории мало различаются в своем отношении к средствам массовой коммуникации. Для отечественной аудитории, соответственно, характерны следующие мотивы.
5. Социально-психологические функции массовой коммуникации.
В основе социальных функций лежат объективные потребности общества. Однако, массовая коммуникация – это общение социальных групп, состоящих из отдельных людей, наделенных разумом, волей, чувствами желаниями. В силу этого они обладают объективными психологическими потребностями. Что не может не учитывать массовая коммуникация. Иначе передаваемые сообщения могут быть не поняты или не приняты аудиторией. Выделяют следующие психологические функции массовой коммуникации:
Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот
6. Коммуникативный
процесс и его структура.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
Простейшая модель коммуникации выглядит следующим образом:
Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы. Они таковы:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Рассмотрим структуру коммуникации. В нее входят такие элементы (компоненты):
• организация;
• индивид;
• группа индивидов.