Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
54.
Основные характеристики
Метод - путь исследования или познания, способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В психологии: способ получения фактов о психике и способы их интерпретации.
Общая
характеристика методов социально-психологичес
классификация Андреевой:
Методы сбора информации: наблюдения, методы изучения документов, опросы, тесты (в т.ч социометрия.), эксперимент.
НАБЛЮДЕНИЕ – метод сбора информации путем непосредственного, систематического, целенаправленного восприятия и регистрации социально – психологических явлений в естественных и лабораторных условиях. Классифицируется по различным основаниям.
В зависимости от степени стандартизации техники: 1. Стандартизированное – наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуации наблюдения, инструкции для наблюдателя. Сбор данных предполагает последующую обработку и анализ посредством приемов математической статистики. 2. Нестандартизированная – определяет общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме.
В зависимости от роли наблюдателя различают: 1. включенное наблюдение – наблюдатель взаимодействует с изучаемой группой как полноправный ее член. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду и наблюдает события в ней как бы «изнутри» . 2. Невключенное наблюдение – регистрирует события со «стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.
По условию организации наблюдения делятся на полевые ( в естественных условиях) и лабороторные ( в условиях эксперимента). Объект наблюдения – отдельные люди, малые группы и большие социальные общности и процессы, происходящие в них. Предмет наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.
Наблюдение
МЕТОД ОПРОСА – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. 1. интервью – очный опрос в форме вопросов-ответов с опрашиваемым. а) стандартизированное – наличие стандартных формулировок вопросов, их последовательность. б) нестандартизированное – гибкость и варьирование в ходе беседы.Область применения: при исследовании малых групп 2. анкетирование – заочный опрос, с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника самими респондентами. По числу опрашиваемых – индивидуальное и групповое; по месту проведения,по способу распространения анкет – раздаточное, почтовое, прессовое. ( Ф. Гальтон, А. Бине, С. Холл).область применения – при исследовании больших групп.
МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ – социально – психологическое исследование структуры малых групп и личности как члена группы. Область измерения – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений, изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Разработал Д. Морено. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Элементы процедуры измерения: определение числа выборов, выбор критериев опроса, организация и проведение опроса, обработка и интерпретация результатов с использованием количественных и графических методов анализа.
Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной «фотографии» межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.
Не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ – интерпретация исследователем информации, содержащейся в документе. Различают качественные и качественно – количественные методы. Контент – анализ – способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. ( Ч. Стоун, Ч. Осгуд.) Процедура к. а. : выделение единиц анализа, составление кодировочной инструкции, пилотажная кодировка текста, кодировка всего массива исследуемых текстов, расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, интерпретация данных. Качественные единицы: категории ( общие ключевые понятия), подкатегории ( частные понятия), индикаторы ( формы выражения смысловых единиц анализа на языке текста). Количественные единицы: единицы контекста – части текста, в которых считаются частота и объем употребления категорий; единицы счета и объема – пространственные, временные, частотные характеристики. Главная задача – выявить реальные факты, события, настроения, установки, чувства и другие социально – психологические феномены, о которых идет речь в тексте. Дискурсивный анализ – качественный метод!
ТЕСТИРОВАНИЕ – краткое, стандартизированное, ограниченное во времени испытание, которое в социальной психологии определяет межиндивидуальные, межгрупповые различия. Области применения – диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально – психологических свойств личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Их диагностическое значение определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Классификация: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (совместимости, групповой сплоченности), по структурным особенностям методик (опросники, проективные), по исходной точке отсчета оценки ( методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений).
ЭКСПЕРИМЕНТ –организованное исследователем взаимодействие между испытуемым и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Этапы: 1. теоретический – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления. 2. методический – выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта. 3. экспериментальный – проведение эксперимента. 4. аналитический – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. Типы: по специфике задачи – научные и практические; по характеру экспериментального плана – параллельные и последовательные; по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные. ( Лазурский А. Ф.)
Полемика вокруг возможностей эксперимента продолжается.