Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
16. Анализ психических феноменов в трудах А.Р.Лурии и П.Я.Гальперина.
Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурии
Свою школу создал и другой соратник Выготского - А. Р. Лурия (1902-1977). С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта проблема принимала разные модификации в течение его богатой исследованиями и научными открытиями жизни. Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.
Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.
Важнейшей особенностью творчества Лурии
является постоянное соотношение в
анализе динамики поведения человека
социально обусловленных
Исследование Лурии, в котором наглядно проявилась зависимость психических процессов, в частности операций мышления, от, как он пишет, "уровня общественной организации трудовой жизни"
Раньше казалось совершенно естественным, что при решении задачи следующего типа:
Хлопок растет там, где жарко и сухо.В Англии холодно и сыро.Может ли там расти хлопок или нет? Человек может дать только один-единственный "очевидный" ответ: "Нет".
Но это "очевидно" только для европейски образованных людей, владеющих абстрактной категориальной классификацией предметов и правилами логического вывода. У неграмотных узбекских крестьян логика подчиняется совершенно иным законам, определяемым их конкретным практическим опытом. Но для узбекского крестьянина решение силлогизма совершенно не "очевидно". Интересно, что даже само повторение - простое воспроизведение - силлогизма подвергается в сознании неграмотных крестьян весьма существенным искажениям. Во всяком случае, именно эти исследования в советской психологии породили традицию межкультурных сравнений в американской психологии на основе идей Выготского и Лурии. Вот какие интересные результаты были получены в школе Выготского, который творчески приложил эту "абстрактную" идею о социальности и об орудийной опосредствованности человеческого сознания к изучению действительного сознания и его развития!
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
Гальперин, полная "ориентировочной основы действия", то есть точного и четкого представления об алгоритме решения задачи. Ты приобрел его сам в ходе своих "проб" и "ошибок" в течение долгого времени. А вот в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий (или, сокращенно, ТПФУД) это достигается в течение более краткого периода, к тому же при правильном выполнении заданий на всем протяжении процесса формирования соответствующих умственных действий.
В теории Гальперина четко разделяется собственно ориентировочная часть действия и его исполнительная часть: "именно ориентировочная часть в первую очередь отвечает за ход обучения и качество его результатов". Чтобы сформировать у ребенка представление о том, что и в какой последовательности нужно делать, необходимо сначала составить полный "алгоритм" выполнения заданий, то есть схему ориентировочной основы действия, и дать ее ребенку в форме не только "устных указаний и объяснений", как это обычно бывает, а во внешней, "материализованной" форме: например, в виде карточки, на которой это все расписано. Ребенок должен не просто заучить нужные формулировки, а научиться правильно выполнять нужное действие по этому алгоритму. Собственно "заучивание" придет само, даже незаметно для ребенка. Итак, ребенок при выполнении нужного задания (надо решить, допустим, арифметическую или алгебраическую задачу) сначала активно пользуется карточкой, в которой записана "перспектива выполнения" всего действия: что делать, как именно и что должно получиться в результате.
Такая шпаргалка используется не так, чтобы "учитель не заметил", а, наоборот, при активной роли учителя, который следит за правильностью выполнения каждого отдельного действия и, что называется, "отрабатывает" его у каждого ученика с использованием специально подобранного материала.. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства, то есть в материальной или материализованной форме. Более наглядно можно представить себе материальную форму выполнения действия на житейском примере. В различных журналах для детей иногда даются "лабиринтные задачи": нужно провести какого-нибудь героя по лабиринту из одного места в другое, чтобы при этом его "никто не съел". Дошкольники водят пальцем по этому лабиринту...
А взрослому достаточно "простого взгляда" на лабиринт. Ведь его перцептивное действие уже сформировалось из такого вот материального ориентировочного действия, которое для ребенка оказывается единственно доступным. Сама ориентировка, а не только исполнительная часть действия происходит путем движения пальца по лабиринту. У взрослого же то же действие носит уже преобразованный характер: по форме его действие становится собственно перцептивным, то есть, говоря другими словами, оно интериоризируется, превращается во внутреннее. То же происходит и в рассмотренном нами случае решения задач. С помощью такого поэтапного формирования могут быть приобретены не только навыки решения задач, но и навыки чтения чертежей, грамматического анализа, опознания сложных объектов и тому подобное, что имеет самое непосредственное практическое применение
Но ряд его учеников показали, что ТПФУД применима и при решении так называемых творческих задач. При этом происходит формирование своеобразной "дисциплинированности" мышления, устраняется эффект "броуновского движения" мысли, который выражается в том, что испытуемые, только что познакомившиеся с текстом задачи, беспорядочно перебирают способы решения, некритично относятся к своим действиям, не осознают ошибок и тому подобное.
Из статей Гальперина:
Психика осуществляется материальым органом, мозгом, который, таким образом фактически, «не на словах, а на деле» отрицает, снимает пропасть материальным и «идеальным», представляет «идеальное» как продукт деятельности, функцию материального». Эта деятельность мозга – предмет исследования психофизиологии.
Для мозга, который реализует
психическое отражение
I Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия-неудовольствия, в «общем чувстве»
Общее для этих видов отражения: 1. отражают не те раздражители, которые их вызвали. А их оценку по непосредственному переживанию вызванного ими состояния; 2. теснейшим образом связаны с побуждениями к действиям (в направлении предметов или от них) или к активному воздержанию от всяких действий.
II Внешняя среда – в чувственных образах и понятиях.
Особенности: 1.из состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними; 2. эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства самих вещей (а е вызываемых состояний ими)
Причем в психическом отражении перед индивидом открываются не отдельные вещи, а поле вещей – совокупность «элементов» в определенных взаимоотношениях, в этом поле представлен и сам индивид, каким он себя воспринимает среди других вещей.
Различие в том, как представлены в психическом отражении внутренние состоягия индивида (побуждения) и окружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими силами, а образы – основой для ориентировки в окружающем мире.
Как правило, они появляются вместе ви вызываются одной и той же причиной – рассогласованием сигналов, поступающих из внешней или внутренней среды, с возможностями автоматического реагирования.
Лишь когда изменения
внешней среды выходят за пределы
возможностей автоматического приспособления
Потребность диктует только побуждение,
влечение к цели, но выбор пути,
определение конкретного содержания действия
становится в этих условиях отдельной задачей – задачей
особой, ориентировочно-
Окружающий мир (благодаря отражению в образах) открывается как арена его возможных действий (ситуация выбора), таких, каждое их которых сначала должно быть намечено, затем опробовано и лишь после этого или отвергнуто, или принято для исполнения с поправками или без них.
Есть ситуации, когда психика нужна, и когда не нужна..
Не нужна
1. Процесс обеспечивается чисто
физиологическим
2 Есть готовая реакция (лист мухоловки, муравьиный лев), готовый механизм, приводимый в состояние активности внутренним состоянием, потребностью организма
3. соотношение между действующим
органом и объектом
Нужна: когда никакой прошлый опыт – ни видовой. Ни индивидуальный – при его стереотипном повторении не может быть достаточен для успешного действия в наличных, каждый раз несколько измененных обстоятельствах. (дыхание в душной комнате, ходьба по плохой дороге, охота медведя на тюленя). Чтобы прошлые действия были эффективно использованы в новых обстоятельствах, эти действия нужно несколько изменить, приспособить к наличной ситуации. Это надо сделать до завершения действия!
Механизмом приспособления действий к индивидуально изменчивым ситуациям – «метод проб и ошибок». Но…. 1. должны вести ук успеху; 2. должны быть связаны с его действием (если не сравнивать результаты с заданием, то усовершенствования не происходит) – т.е. ориентировка в плане образа!!!!! Только на основе такого примеривания действия в плане образа, действия намеченного или уже выполняемого, 3. но еще не законченного, возможно приспособление!!!
Предмет психологии – правильно ориентироваться в ситуации, требующей действие, и далее ориентировать свое поведение (ориентировочная сторона поведения).