Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
84. Методы исследования в психологии. Процедуры получения и описания эмпирических данных. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Планирование эмпирических исследований.
Научное психологическое исследование как процесс
Научное исследование представляет собой особый вид деятельности, которая имеет содержание и динамические характеристики. Содержание исследования определяется его объектом, предметом, целями и задачами.
Любое исследование предполагает изучение какого-то явления (феномена) реальности. Для того чтобы это явление стало объектом психологического исследования, необходим психологический контекст. Условием этого является использование психологических терминов при формулировке объекта. Выбор терминов показывает, в рамках какой психологической дисциплины будет проведено исследование и, следовательно, какие методы будут применяться.
Объект психологического исследования обычно имеет указание на то, в какой группе людей проявляется исследуемое явление, какова характеристика этой группы. Таким образом, объектом научного психологического исследования является феномен реальности, представленный (рассматриваемый) в психологическом контексте.
Далее требуется уточнить, что именно в выбранном объекте подлежит изучению, с какой позиции он представляет интерес для анализа, какова точка зрения самого исследователя. На эти вопросы отвечает предмет исследования. В психологическом объекте могут исследоваться (и быть предметом исследования) определенные особенности и свойства, взаимосвязи с другими феноменами и т. д. Таким образом, предметом исследования является специфическая точка зрения на объект исследования в аспекте тех особенностей и взаимосвязей, которые будут изучаться.
Объект и предмет исследования определяют его цели и задачи. Цель исследования предполагает ответ на вопрос, что хочет сделать исследователь, какой результат он планирует получить. Наиболее типичны следующие формулировки целей научного исследования: исследовать, описать, объяснить, предсказать, влиять:
В задачах поставленная цель конкретизируется, намечаются действия, которые надо предпринять, чтобы достичь цели.
Содержание научного исследования тесно взаимосвязано сего динамикой. Процесс проведения научного исследования включает в себя следующие этапы:
Первый этап – постановка проблемы. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема — это основной вопрос, который будет решаться посредством исследования. Проблема исследования должна быть сформулирована в терминах определенной науки (в определенном научном контексте). Это необходимо для выбора определенных научных методов.
Для постановки проблемы исследования нужно сделать следующее:
• обнаружить нехватку в научных знаниях о мире;
После того как определен основной научный вопрос, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования.
Второй этап — планирование. Следующий вопрос, на который должен ответить исследователь, — что нужно сделать, чтобы решить поставленную проблему. Для этого проводится планирование — составление логической и хронологической схем исследования. Логическая схема определяет, какими методами будет проводиться исследование, обосновывает их выбор. Хронологическая схема показывает последовательность использования выбранных методов, а также временные рамки исследовательского процесса.
Составление плана исследования предполагает решение следующих основных вопросов:
1) Какова организация исследования в целом: какие временные параметры (в течение какого времени и как часто) нужны для изучения данного феномена, где проводить исследование, какая выборка респондентов (количественные и качественные характеристики) необходима? (Исследование может быть организовано как однократное применение какого-либо метода (например, наблюдение за поведением первокурсников на первом экзамене), может требовать периодического, в течение небольшого времени, или повторного использования метода (например, исследование тревожности на экзамене требует ее измерения до, во время и после экзамена, а также спустя некоторое время). Исследование может предполагать достаточно длительный период, например, исследование динамики умственного развития студентов на протяжении обучения в вузе.
Третий этап — сбор фактических данных. На этом этапе проводятся запланированные исследовательские процедуры, которые могут подразделяться на серии. Главное — четкое и последовательное соблюдение всех формальных требований, предъявляемых к используемым методам (следование инструкции, четкое ведение протоколов и т. д.). Результатом этого этапа является получение эмпирических данных, количественно и качественно отвечающих цели исследования.
Сбор фактических данных может быть осуществлен в форме:
Четвертый этап — количественная обработка и интерпретация данных. Этот этап включает использование методов описательной статистики (определение средних величин, процентных соотношений и т. д.), а также представление полученных результатов в виде таблиц, графиков. Основной его задачей является получение ответа на поставленный в исследовании научный вопрос. Для этого проводится анализ полученных данных, дается объяснение выявленных фактов и закономерностей, формулируются выводы исследования.
Анализ и представление результатов исследования. Итог любого исследования — преобразование «сырых» данных в решение об обнаружении явления (различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств — различий, связей и должно быть интерпретировано как подтверждение (неопровержение) или опровержение экспериментальной гипотезы. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной групп. Нуль-гипотеза — гипотеза о тождестве групп.
При статистическом выводе возможны различные варианты решений, исследователь может принять или отвергнуть статистическую нуль-гипотезу, но она может быть объективно («на самом деле») верной или ложной.
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.
Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.
Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.
Под описанием понимается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
Поэтому любое научное сообщение — это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и научном языке.
Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное — логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия — «трансдукция»; 4) толкование или комментарий — «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.
Следующая форма описания результатов — геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации.
В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации: опирающиеся на характеристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики, — это графы. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании результатов. Многие теоретические модели исследователи представляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов.
Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимостей между независимой, дополнительными и зависимой переменными. Неориентированные графы применяются для описания системы корреляционных связей между измеренными свойствами психики.
Ориентированные и неориентированные графы часто применяются при описании результатов личностных и социально-психологических исследований, в частности социометрических: социограмма — это ориентированный граф.
Наряду с графами
в психологии применяются и пространственно-
Для первичного представления данных используются другие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.
Гистограмма — это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат.
Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями (количество мужчин и женщин), то ему выгоднее использовать диаграмму. Вариантом отображения информации, переходным от графического к аналитическому, являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков.
Идеальный вариант завершения экспериментального исследования — обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.
Наиболее важный способ представления результатов научной работы — числовые значения величины: 1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д. и т. п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.
Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.
Итогом обработки данных «точного»
эксперимента является аналитическое
описание полученных зависимостей
между независимыми и зависимыми переменными.
Если до недавних пор в психологии для
описания результатов использовались
преимущественно элементарные функции,
то сегодня исследователи работают практически
со всем аппаратом современной математики.
К числу простейших аналитических выражении,
описывающих эмпирически полученные зависимости,
относятся, например, психофизические -
«законы» Г. Фехнера или О.Стивенса. Не
меньшую известность получили законы
У. Хика и Р. Хаймета, по которым определяется
зависимость времени реакции выбора от
числа альтернатив.
Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, асерии исследований, проведенных разными - авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.
Пятый этап — составление отчета о проведенном исследовании. Исследовательский отчет представляет собой изложенное на бумаге описание хода и результатов исследования. Как правило, отчет включает:
— организационные характеристики исследования—время, место проведения, выборку респондентов, особенности сбора фактических данных;