Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
56.
Структура общения. Различные
подходы к пониманию структуры
общения (Г.М. Андреева, Н.Н. Обозов,
Я.Л. Коломинский, А.А.
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса в данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения, выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований. К структуре общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов, 1984)
Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
Третий уровень — микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).
Леонтьев А.Н.: Общение - вид деятельности человека, коммуникативная деятельность.
Структурные компоненты коммуникативной деятельности по Леонтьеву А.Н.
В противовес Леонтьеву Ломов, Знаков, Реан и Бодалев сторонники взгляда на общение, как на самостоятельную категорию жизнедеятельности человека. Они говорят о несводимости общения к деятельности и о его самоценности: рассматривают общение не только как средство, но и как самоцели (общение ради общения). Общение выступает в качестве самомотивируемого процесса, а не инициируется потребностями в совместной деятельности. Цель общения – поддержание самого процесса общения. Такое общение описывает психическую реальность.
Аргументы за эту точку зрения:
Они считают себя авторами принципиально новой концепции и решили сформировать новый методологический принцип психологии – принцип общения (Ломов). Этот принцип реализуется в двух формах общения:
Из этого вытекают новые определения общения, а также и новые подходы к пониманию структуры общения:
Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно включается в практическое взаимодействие людей, но не обязательно, и удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.
Знаков Общение – такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которого формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы, неприязни)
Бодалев рассматривает Общение как взаимодействие людей, содержимым которого является обмен информацией, с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.
Структура общения по Бодалеву: общение содержит в себе три компонента: гностический, аффективный, практический. Схожим образом представляли себе структуру общения Обозов и Коломенский: общение состоит из когнитивного, аффективного и поведенческого компонента.
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличноиная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д Эмоциональное содержание межличностных отношений {иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношении может быть амбивалентным .Поведенческий компонент межличностных отношении реализуется в конкретных действиях В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет направленно на оказание помощи и продуктивное сотрудничество Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена
Реан Общение – процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями. Сюда же вписывает свою структуру из 4х компонентов.
Структура (модель) общения Реана:
Андреева: Общение - сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Структура общения по Андреевой: в общении выделяются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.