Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:16, шпаргалка
Определение психики. Определение предмета психологии
ПСИХИКА (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ. Психика человека включает: процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), состояния (подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свойства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт (знания, навыки, умения, привычки). Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних регуляторов активности человека в изменчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (выжить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую субъективную модель (картину среды), и самого субъекта.
ПСИХИКА
(от греч. душа) — свойство животных и человека,
выполняющее ориентирующие, контролирующие,
приспособительные, побуждающие и смыслообразующие
функции в поведении и деятельности. Психика — результат развития
жизни, форма жизнедеятельности живых
существ. Психика человека включает:
процессы (познавательные, эмоциональные
и волевые), состояния (подъем, сомнение,
угнетенность, подавленность и т. д.), свойства
(направленность, темперамент, характер,
способности), опыт (знания, навыки, умения,
привычки). Процессы, состояния, свойства
и опыт находятся в единстве, образуют
иерархическую систему, ведущая роль в
которой принадлежит психическим свойствам.Психика — система внутренних
регуляторов активности человека в изменчивой
и сложной среде обитания, когда нельзя
выйти из положения (выжить) только лишь
за счет реакций организма на сигналы
среды, а нужно иметь устойчивую субъективную
модель (картину среды), и самого субъекта.
свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире.
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.
Житейская психология – конкретные знания о людях,
полученные, накопленные и используемые
человеком в повседневной жизни в ходе
исторического развития для оказания
воздействия на определенных людей.
Обыденная психология
– разновидность житейских знаний; обобщенные
знания о людях, полученные в относительно
замкнутой группе людей, проверенные на
истинность жизнью этой группы, входящие
в систему ее ценностей как регулятор
внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Произведение
искусства – источник психологических
знаний, отражающий в образной форме
типичные особенности внутреннего мира
(психологии) человека.
Парапсихология
– тип эзотерических знаний, касающих
Научная (академическая)
психология – обобщенное, закономерное
знание о людях, полученное группой людей
– ученых, проверивших это знание на достоверность
с помощью специальных методов.
Практическая
(прикладная) психология – направление
научной психологии, предметом которого
является индивидуальность, неповторимость
человека в конкретных обстоятельствах
его жизни, а целью – оказание психологической помощ
Функционализм (англ. functionalism) - методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Функционализма характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития.
Прототипами высказываний в духе Функционализма могут служить след.: «Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию — нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств» (Я. Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации» (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип. В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект» (Е. И. Исенина); «главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка — тому, зачем и для чего она возникает, т. к. именно назначение речи делает необходимым ее появление» (М. И. Лисина) и т. д.
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Предмет в Бихевиоризме: Поведение
Представители Бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер
На рубеже XIX-XX вв. экспериментально было
доказано, что существуют неосознаваемые
человеком, недоступные интроспекции
психические процессы. В 1913 г. сложилась
первая программа бихевиоризма, сформулированная
американским психологом Дж. Уотсоном.
Задачу психологии Уотсон видел в изучении
поведения живых существ, адаптирующихся
в физической и социальной среде. Цель психологии —
в создании средств для контроля над поведением.
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Предмет гештальтпсихологии: Феноменаль
Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин
Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.
Представители гештальтпсихолог
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер
Предмет Когнитивной психологии: Модели познавательных процессов
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект.
Биологический подход
Мозг человека состоит более
чем из 10 миллиардов нервных клеток
и практически бесконечного числа
взаимосвязей между ними. Возможно,
что это самая сложная
Сознание человека (психология) —
это сформированная в процессе общественной
жизни высшая форма психического
отражения действительности в виде
обобщенной и субъективной модели окружающего
мира в форме словесных понятий
и чувственных образов.
Философское определение.
Созна́ние — состояние психической жизни
человека, выражающееся в субъективной
переживаемости событий внешнего мира
и жизни самого индивида, а также в отчёте
об этих событиях.
Бессознательные психические процессы |
Центральными в психоанализе
являются представления о
Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.
Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получаемый и перерабатываемый поток информации. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за температуру тела, работу органов пищеварения, органов движения и т.д.
Функции ощущений таковы: