Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
41. Принципы и закономерности психического развития в основных теориях развития (психоаналитические теории, когнитивные теории, теории социального научения).
Основной задачей детской
Психоаналитическая теория
Работая с различными психическими отклонениями, З Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и в личностных проблемах человека,
Предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным домогательством со стороны взрослых. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются, уходят в подсознание, Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т.е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам 3. Фрейд стал не только автором оригинальной психологической концепции, но и основателем психотерапии, которая получает все более широкое распространение.
В основе этой теории, лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тона-тос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями.
Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (“либидо” или “оно”), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. Гл мотив поведения ребенка - удовлетворение инстинктивных желаний (“принципом удовольствия”). Уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать поведения и сдерживать свои инстинктивные желания. Возникает -“Я” или “эго”. Ее роль - поиск социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний.
В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни (“суперэго”), на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т.е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых.
Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях—либидо, эго и суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы.
Следует подчеркнуть, что теория З.Фрейда в отличие от этологических теорий содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. В основу выделения различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и в частности та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Например, в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка З.Фрейд назвал анальной, поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область.
Знаменитые неофрейдисты (Э.Фромм, Дж.Хорни, Э.Эриксон и другие) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. “Я” (или “эго”) стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.
Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Он также придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но в отличие от концепции З.Фрейда в центре анализа находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Так, описывая первый год жизни, Э.Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непосредственное оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.
Как можно видеть, в периодизации Э.Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего будут пассивны и испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. И чем более ранней является стадия психич. развития, тем более фундаментально ее значение.
Теория когнитивного развития
Эта теория чрезвычайно популярна среди психологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по-новому взглянуть на психическое развитие ребенка и положил начало новому, когнитивному направлению в психологии. Во многом благодаря Ж.Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.
Как и З.Фрейд, он опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития и на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч.Дарвина, Ж.Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.
Открытие Ж.Пиаже заключается в идее качественных изменений в мышлении ребенка на разных этапах онтогенеза. Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир по-другому. Совсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои собственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, сосут, бросают и т.п.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предметов и думать более обобщенно и абстрактно.
Центральное понятие в концепции Ж.Пиаже—операция — мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством—обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать “в уме” относительно независимо от конкретной ситуации. Ж.Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости и есть ядро умственного развития ребенка,
Ж.Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка: сенсомоторный, конкретных и формальных операций. Каждый из них характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой он понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.
Первый период развития назван Ж.Пиаже сенсомоторным, т.к. в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В этот период происходит значительный прогресс в действиях и в восприятии ребенка, но в целом способ познания остается тем же.
Следующий большой период был назван периодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыдущего заключается в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления об окружающих предметах и действовать с ними во внутреннем плане. Ж.Пиаже разделил этот период на два подпериода: дооперационный, когда умственные действия осуществляются относительно независимо, и операционный, когда умственные действия организуются в определенную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка.
Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на третьем этапе (после 12 лет) — на стадии формальных операций. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости), строить свои умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.
Ж.Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений, т.е. объяснил сам процесс развития. В основе этой теории лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и т.д. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды,
Процесс приспособления Ж.Пиаже называл адаптацией. Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию, Сами эти термины заимствованы из биологии. Общее значение этих понятий Ж.Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка. Ассимиляция заключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка, готовые мыслительные структуры, а аккомодация — в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружающим явлениям. Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится), включив его тем самым в категорию знакомых предметов, и таким образом ассимилировать. Однако убедившись, что помидор не отскакивает от стенки и что им нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющуюся у него мыслительную схему со свойствами реального предмета. Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (т.е. осуществляет аккомодацию) и таким образом достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности. Процесс уравновешивания—один из главных в концепции—осуществляется через практический опыт ребенка: если этот опыт противоречит имеющимся представлениям, требуется построение новых когнитивных структур. Т.обр. достигается равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним условиям.
Идеи Ж.Пиаже неоднократно подвергались критике. Так многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными. Многие феномены, открытые Ж.Пиаже, исчезают при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.
Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, что вклад Ж. Пиаже в детскую психологию поистине огромен, Его теория является своеобразной точкой отсчета даже для тех ученых, кто не согласен с ним. Много других направлений детской психологии формировались через противопоставление концепции Ж.Пиаже, через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.
Бихевиоризм и теория социального научения
В 30-х гг. нашего века американские ученые Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире и др. сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории на язык теории научения. Именно они ввели в научный обиход термин социальное научение. На этой основе уже более полувека разрабатывается концепция социального научения, центральной проблемой которой является проблема социализации. Трансформируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реакции. Научение - это усиление связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными формами социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка и пр. Задача родителей - поддерживать правильное, социально приемлемое поведение ребенка и отвергать неприемлемые формы поведения и таким образом социализировать его. Если в репертуаре поведения ребенка нет соответствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Научение через подражание в теории социального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Особый акцент на роли подражания делал американский психолог А. Бандура. Он полагал, что награды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации - идентификация, т. е. процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.