Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:15, шпаргалка
Ответы на 65 вопросов.
1). Определение психологии как науки, ее место в системе научного знания
психология как наука зародилась 19-20 вв.- это наука о возникновении разв-и. и функц-ии. Психоки и повед. Людей и животных. Предмет П. – это с-ма понятий объясняющих закон-ти. Как ф-мы. Псих-го. Отражения.
. Как наука занимиется
изуч-ем. Широкого спектра вопросов.
1) с 1й стор П.- естеств-я. Наука
т.к. использует
2. Психика в свете теории отражения. Этапы развития психики.Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии явл. система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.Психика явл. свойством мозга, его специфической функцией. Психическое отражение не пассивно и явл.необходимой стороной деятельности чел. Психич.отражение характеризуется рядом особенностей: 1 –дает возможность правильно отражать окруж. действит-сть; 2 – совершается в процессе активной деятельности; 3 – преломляется через индивидуальность; 4 – носит опережающий характер.Психич.развитие–это возникн. чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер. Чувствительность – это первое проявление психики и показатель ее возникновения.Леонтьев А.Н. выделяет 3 стадии развития психики животных:1 – Стадия элементарной чувствительности ( жив.реагирует только на отдельные св-ва предметов(тепло-холодно). Присуща простейшим многоклеточным беспозвоночныи;2 – Стадия предметного восприятии ( деят-ть животного определяется предметами в целом в виде целостных образов. Присуща низшим высшим позвоночным);3–Стадия интеллекта( хар-ся сложными формами отражения действительности. Интеллектуальное поведение животных характеризуется изобретением новых способов решения задач. Интеллектуальные действия животными не осознаются, не обращаются и не передаютсяz человеческими способами'' ( через речь, орудия и продукты труда)Основные функции психики:
1 – отражение: 2 –
регуляция поведения и
Психическая деятельность осуществляется по средствам множества спец. физиологических механизмов.
3. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.
Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии является система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.
Материалисты сводят все к теории эволюции и считают, что психика возникла внезапно.
Идеалисты считают, что психика существовала вечно. При этом разделяют материальное и идеальное
Психические явления человека:
1 – Психические процессы ( чувства, познавательные процессы, воля)
2 – Психические состояния (национальный подъем, удовлетворение, усталость)\
3 – Психические свойства ( темперамент, характер, способности)
4 – Психическое образования ( знания, умения, навыки, привычки)
1 – это элементарные психические явления, которые длятся от доли секунды, до десятков минут и более
2 – Более продолзительны и более сложны по структуре и образованию
3 – Присуща человеку
практически на протяжении
4 – Становятся
результатом работы психики
Они составляют единое целое и взаимопереходимы.
Состояние, которое
часто проявляется может стать
склонностью, привычкой или чертой
характера.
4.Понятие психики человека. Сущность сознания, его структура.
Психология – наука о возникновении, развитии, функционировании психики и поведения людей и животных. Предметом психологии является система понятий, объясняющая закономерности психики, как формы психического отражения.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Психика присуща не только человеку, но и животным.
Психика является свойством мозга, его специфической функцией.
Важнейший орган психической деятельности у человека – кора головного мозга.
Сознание – это высший уровень развития психики присуший только человеку. Его развитие обусловлено социальными уровнями.
Структура
сознания включает 3
слоя:
1 – Духовный слой – характеризуется
наличием доверия ( недоверия) к себе и
к миру. Лежит в основе немотивированных
источников;
2 – Бытийный слой
– состоит из чувственного
и действенного движения, подобно
ленте Мебиуса;
3 – Рефлексивный слой – состоит из значения
и смысла, т.е. готовности сознания к познанию
других психических явлений и самого себя
со стороны.
5 Психолого-педагогические методы исследования.
Метод – путь научного исследования или сп-б познания какой-либо истины
-- м-т наблюдения (-стандарт [ соответствует программе] –свободн –скрытое –включен (иссль вып-ет ту-же работу что и испытуемый) –внутрен –внешн
--м-т беседы –интервьюирование
--м-т изучение документов и продуктов деят-ти
--м-т анкетирования --м-т тестирования
--м-т эксперимента
(активное участие
6. Понятие личности в психологии.
Личность – это человек, взятый в систему таких его психологических хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.
Чел- к это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития, человеческому роду.
Индивид – это единичный представитель вида homo sapience.
Личность – важнейший соцю признак человека; выражает принадлежность чел-ка к определенному обществу, опред. Эпохе, культуре….
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного чел-ка, прежде всего – духовные качества человека.
Структура
личности:
1- Статическая; 2 – Динамическая
1 – понимается отвлеченно
от реально функционирующей личности,как
абстрактная модель характерная основные
компоненты психики индивида:
- всеобщие св-ва психики (позноват процессы)
- социально-специфические особенности (соцю установки, ценностные ориентации)
- индивидуально-неповторимые
св-ва психики (темперамент,
2. - фиксирует основные компоненты психики индивида в непосредственном контексте чел-ой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни чел-к предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психич. Состоянии, кот так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида
Соотношение биологического и социального в личности.
Гл. характеристиками личности является ее общая сущность. Личность находится в сфере соц., матер., политич., идеологич., и иных отношений. Современные психологи считают, что личность бессоциальна.
1. Биологические предпосылки
2. Социальная среда
Чрезвычайно важное значение наряду с биологическими и социальными факторами имеет активность самой личности. В качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность, а она определяет поведение человека, отношение к себе и к окружающим.
Этапы развития личности:
1- Адаптация; 2- Индивидуализация; 3 – Интеграция
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из 4 сторон:
1 – Блок психических явлений ( мотивационный) - направленность ( устойчивая система мотивов): Влечения, желания, стремления …;
2 – Опыт личности
– обретение человеком
3 – Блок регулирования
поведения личности ( система самоконтроля)
включает формы психических
Биологически обусловленные
качества и свойства личности: - антропологические
признаки – расовые, половые, возрастные
и т.д.
7Движущие силы и источники развития личности.
12) Факторы формирования и этапы развития личности.
Л-ть- понятие социальное она выражает всё что есть в человеке надприродного, исторического. Л-ть не врожденна а возникает в р-те культурного и социального развития. Индивид-ть вараж-ся в наличии разного опыта, знаний, различиях х-ра и темперамента
Эл-ты психологич-кой стр-ры Л-ти:
1) низший уровень Л-ти – биологически обусловленная подструктура
2) индивидуальные
ос-ти психич-ких процессов т.
3) индивидуальный социальный опыт в кот входят преобретённые знания, умения, привычки.(формир-ся в период обучения, им-т соц-й хр-р
4) высший
Ур-нь Л-ти – направленность
включающая: влечения желания интересы,
идеалы, взгляды, убеждения ч-ка,
его мировоззрение, хр-р,
8.Психологическое направление исследования личности(З.Фрейд)
1.Сознательная сфера-Я,сверхЯ.
2.Бессознательная сфера-Оно,сверхЯ.
«Оно»-бессознательная часть психики,бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений,насыщено сексуальной энергией(либидо)-подчиняется принципу удовольствия.
Гомеостаз-тенденция к сохранению внутреннего равновесия.
«Я»-это самосознание человека ,восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения,ориентировано на реальность.
«Сверх Я» –руководствуется идеальными представлениями-принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» находится
в постоянном конфликте со структурой
СверхЯ и решается с помощью структуры
«Я».
9. Бихевиориальное развитие личности.
Личность – это человек, взятый в систему таких его психологических хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.
Бихевиоризм – отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение человека.
К поведению относятся
все внешние наблюдаемые
10. Гуманистическое направление развития личности.
Личность – это человек, взятый в систему таких его психологических хар-к, кот. Соц. Обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.
Пирамида потребностей Маслоу:
7
7- самоактуализация – делать больше чем от тебя ждут 6
6- эстетические потребности
5- потребности в познании (знание, умение, понимание) 5
4- потребность в уважении (одобрение, признание) 4