Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1. Понятие о сознании.
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Сознание -это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
2. Свойства сознания.
Сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально.
Активность является свойством всех живых существ. Проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции:
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, состоянием (наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат –его ценности и идеалы).
Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции» - совокупноси представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.
«Я-конценцию» часто называют самосознанием, т.к. . всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. Адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок зависит от множества причин, в основном от степени критичности человека.
Критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, затем формировать свое поведение ( т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели) отличает человека от животного. Т.о. критичность - механизм контроля за своим поведением.
Не вся получаемая информация
об окр. действительности и собственном
состоянии осознается человеком. Значительная
часть информации оказывается вне нашего
сознания. Это происходит вследствие ее
низкой значимости для человека или «автоматического»
реагирования организма в ответ на привычный
раздражитель. Проблема соотношения бессознательного
и сознательного в поведении человека
чрезвычайно сложна.
3. Этапы развития сознания.
Существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми -оно выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития и способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. С развитием общества, эти понятия усложнялись, что способствовало эволюции мышления - происходило развитие речи, у нее появлялись все новые и новые функции. Речь способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды => речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека } развитие сознания у человека.
Подобная логическая последовательность - гипотеза, изложенная с рационалистических позиций (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в т.ч. излагаемые с иррациональных позиций.
4. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека.
Возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида.
Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций у человека уже требуют участия КГМ, кот. у животных осуществляются низшими отделами мозга. => эволюция КГМ в процессе филогенеза человека, наряду с социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики — сознания.
Благодаря современным клиническим исследованиям знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями КГМ. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям; приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, логических связей.
На характере структурных изменений ГМ
человека отразились результаты эволюции
двигательных органов - каждая группа
мышц тесно связана с определенными двигательными
полями КГМ.У человека двигательные поля,
связанные с той или иной группой мышц,
имеют разную площадь, размер которой
напрямую зависит от степени развития
той или иной группы мышц. Площадь двигательного
поля, связанного с кистями рук, велика
=> они имеют наибольшее развитие среди
органов движения и наиболее связаны с
деятельностью КГМ - подобный феномен
встречается только у человека!
Во –первых: сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных связано с развитием трудовой деятельности человека( классический вывод с точки зрения материалистической философии).
С другой стороны V мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился => эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудитьсяàявилось предпосылкой для появления сознания у человека.
Появление сознания у человека обусловлено биологическими и социальными факторами. *Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой - что определило возможность человека заниматься трудом => появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей. => труд - условие, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ноmо Sарiens.
*С появлением сознания
человек выделился из животного мира,
но первые люди по уровню психического
развития отличались от современных людей.
Прошли тысячи лет, прежде чем человек
достиг уровня современного развития.
Основным фактором поступательного
развития сознания явился
труд. С приобретением практического
опыта, с эволюцией общественных отношений
шло усложнение трудовой деятельности.
Человек постепенно переходил от простейших
трудовых операций к более сложным видам
деятельности => поступательное развитие
мозга и сознания, что свидетельствует
о социальной природе сознания - отчетливо
проявляется в процессе развития психики
ребенка.
6. Концепция Леонтьева о происхождении сознания человека.
Животное - элемент живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира. Человек стремится подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. => свидетельство о способности сознательно трудиться.
Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Основная особенность труда - труд осуществляется совместно с другими людьми, это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, т.к. в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми => труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые отличались от сообществ животных.
Отличия человеческих сообществ от животных:
7. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции – когда живой организм изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. Чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.
Самое сложное поведение наблюдается у человека, который:
- обладает способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды,
- способен формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.
à это обусловлено наличием
у человека сознания.
Отличие поведения человека от животного:
Деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение (напр. животные в цирке).
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность - наличие сознания. Похожая психическая деятельность происходит у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.
В результате человек:
- выделяет себя из окружающей среды,
- осознает свою индивидуальность,
- формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека: