Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:45, шпаргалка
1)Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Психология- это наука о закономерностях возн, проявления и развития психической деят и сознания.Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии. Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Структура современной психологии:Общая псих, псих личности, возростная псих, педагогическая, социальная псих,спецпсих.
2)Методы псих.Организацыонные: 1) сравнительный-метод поперечных срезов-изучение испытуемых разных возростов +-экономичность, - не учит особ кажд чел, 2) лонгитюдный-пордольный срез-отслеж одного испыт или гр на протяж долгого срока .+ целостная картина развития, -дороговизна, часть участников всегда выпадает.,3) комплексный-объед два пред.Все это методы сбора инф.Эмпирические : 1)наблюдение и интроспекцая, 2)эксперимент-активное влияние исследователя на процесс.,(виды Э.:лабораторный и ест, контролирующий и формирующий) 3)биографическое, 4)психодиагностическая беседы и тесты,5)анализ прод деят. Рассм прод деят-поделки.. наблюдение- Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Бывает: включенное , невключенное ,скрытое , открытое.
1)Слово
«психология» в переводе с
древнегреческого буквально
2)Методы
псих.Организацыонные: 1) сравнительный-метод
поперечных срезов-изучение испытуемых
разных возростов +-экономичность, - не
учит особ кажд чел, 2) лонгитюдный-пордольный
срез-отслеж одного испыт или гр на протяж
долгого срока .+ целостная картина развития,
-дороговизна, часть участников всегда
выпадает.,3) комплексный-объед два
пред.Все это методы сбора инф.Эмпирические
: 1)наблюдение и интроспекцая, 2)эксперимент-активное
влияние исследователя на процесс.,(виды
Э.:лабораторный и ест, контролирующий
и формирующий) 3)биографическое, 4)психодиагностическая
беседы и тесты,5)анализ
прод деят. Рассм прод деят-поделки..
наблюдение- Основное достоинство метода
состоит в том, что наблюдение проводят
в естественной ситуации; оно не изменяет
обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение
можно вести как за одним человеком, так
и за группой лиц. Этот метод удобен для
изучения в группе детского сада или школьном
классе. Бывает: включенное , невключенное
,скрытое , открытое.
6)Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его трактат “О душе” — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию “энтелехия”, которая означает существование чего-то.“...Душа,— писал он,— необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела” [8, с. 394]. Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. “Если бы глаз был живых существом, — пишет Аристотель, — то душой его было бы зрение” [8, с. 395]. Итак, душа есть сущность живого тела, “осуществление” его бытия, так же как зрение — сущность и “осуществление” глаза как органа зрения.Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого знаменитого античного философа — Сократа (470—399 гг. до н. э.). В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
7)Рене Декарт (1596-1650) предмет изуч пси – сознание: свойства сознания1)имеет структуру,2)поток сознания(фокус), 3)процессы сознания(произвольные и непроизвольные),4)объем сознания. Основной метод исследования-интроспекция. Вундт предложил три пары субъективных элементов — элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы
8)Джон Уотсон написал «псих глазми бихевеариста» 1913 год: Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно. Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел объективный метод — метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов;стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевиористкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.Но основной недостаток бихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т.д.
13) В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.
Основоположником бихевиоризма (от англ. «бихевиор» - поведение) был американский ученый Д. Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.
9)Фрейд 1856-1939. В теории бессознательного Ф. разделил сознание на: сознание, предсознание, бессознательное.:1 уровень это ощущения кот человек переживает в данный момент, ур2: доступная помять ,кот не осозн. в данный момент, но можно легко к нему вернуться. Ур3: в нем на прот. жизни форм защитные мех, кот подавляют отриц. опыт. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.
10)Адлер
(альфред) 1870-1937 «Бессознательное стремл
чел к совершенству.»из-за врожд переживания
чувства собственной неполноценности.все
это из-за род, которые всегда могут больше
чем ребенок.и чел пытается утвердиться
за счет стремления к превосходству. Это
стремление может быть направлено в две
стороны1) конструктивный-
11)карл юнг 1875-1961 аналитическая психология. Говорил что душа сост из 3 частей: 1эго-сознание, 2 личное бессознательное, 3 коллективное бессознательное. Эго-то то помогает осознавать рез нашей деят, это центр (ядро) сознания, ,ЛБ-это переживания, которые раньше осознавались, но теперь подавлены и забыты.КБ-это более глубинные переживания.чувства общие для всех людей. Содержание КБ составляют архитипы-универс образцы.Архитипов существеут 5:1)персона-наше публичное лицо.2)тень-подавляемая животная сторона. 3)анимо-внутр образ женщины в мужч,4)анимус-мужчины в женщ., 5)самость-содержит в себе самый важн компонент-целостность.
12)Карен Хорни 1885-1952 психопаталогия. Удовлетворение потребности в безопасности.Базальная тревога-ощущение тревоги. Реб может выбрать одну из стратегий поведения: Ориентация на людей-если я уступлю,меня не тронут. характер:беспомощность, зависимость. Ориентация от людей-я отстраняюсь и мне хорошо-стремление к уединению, назависимоти, самодостаточности. Ориентация против людей-у мен\я власть, меня не тронут. Зд личност ьвыбир неск стратегий, больная-только одну.
13) В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа. Основоположником бихевиоризма (от англ. «бихевиор» - поведение) был американский ученый Д. Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения
14)Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
15) Одно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем Абрахама Маслоу [1908 - 1970].Одна из главных ценностей гуманистической психологии - признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации. Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость человека от его прошлого, считая, что главное — устремленность к будущему, к свободной реализации своих возможностей.Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого призвана поддержать особая форма психотерапии — «терапии, центрированной на Клиенте». человек должен изучаться в его целостности; 1.каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 2. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; жизнь должна рассматриваться 1. как единый процесс становления и бытия человека; 2. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы; 3. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;
16) психика-свойство
высокоорганизованной материи
21.Основные особенно-сти психики животных. Психика животных — внутренний субъектив-ный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его со-держании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. Психика животных с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать психику животных, кото-рая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторон-ники такого изучения заявляли, что о психике животных вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антро-поморфизма, привер-женцы объективистского подхода считали психику животных недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование психики животных за некоторым исключением практиче-ски прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение психики животных превратилось в новое активно разви-вающееся научное на-правление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема Психика жи-вотных рассматривается одновременно в естест-веннонаучном, психоло-гическом и философском плане.