Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
37.Личность в организации.
Личность рассматривается в качестве ключевого фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодолении стресса, анализа проблем и принятии решений. Кроме того, личность рассматривается как центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.
Личность – это относительно стабильная форма организации всех характеристик индивида, устойчивая система признаков, определяющих его уникальность.
Тем не менее, в течение многих лет исследователям не удаётся прийти к единодушному мнению относительно того, что такое личность. Разногласия по этому вопросу во многом связаны с тем, что в обыденной жизни и в науках о поведении личность определяется с разных позиций (большинство людей отождествляют личность и успех в обществе).
Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий личности.
Теория типов. Самая старая из них – теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс основных элементов.
Теория черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения. Мышления, чувства, реагирования т.д.
Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классическую теорию Фрейда. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов.
Теория социального научения. Понятие личности рассматривается как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме.
Ситуационизм – является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности.
Интеракционизм. Эта позиция эклектична, зачастую сочетает несовместимое. Она допускает, что определенная доля истины имеется во всех, более узконаправленных теориях.
Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении его с точки зрения трех факторов:
детерминант;
стадий;
черт личности.
Детерминанты личности – факторы, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты – это биологические, социальные и культурные.
Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют на формирование личности как прямым, так и косвенным образом (например, существует теория прямой зависимости между типом личности и человеческими формами тела: худой-желчный, толстый-добродушный и т.д.).
Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы). Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает зрелого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, её восприятие и поведение.
Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей её ценности, социальную динамику. Мотивы, приемлемое поведение (сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются от одной страны к другой.
На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемым или неизвестным образом. Они могут сформировать личность или выявить какие-либо скрытые её черты, которые проявляются только в особых ситуациях (спонтанные героические поступки, преступления).
Стадии развития личности. Подход, рассматривающий каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Данный подход по своей природе является теоретическим. Существует много теорий, посвященных стадиям развития личности. Тем не менее, так же как и в отношении других аспектов личности, не существует единого мнения относительно конкретных стадий развития. На самом деле многие современные психологи считают, что стадии вообще невозможно определить.
Основные сторонники концепции развития личности по этапам: З.Фрейд, А.Маслоу, К.Роджерс, А.В.Петровский и др.
Черты личности – подход к формированию личности, основанный на выделении её черт, пытается определить такое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г.Оллпорт, Г.Ю.Айзенк, Р.Кэттелл.
Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую, обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций и в разное время.
В последнее время среди теоретиков черт возникает консенсус относительно параметров Большой пятерки ( O – C – E – A – N : Открытость опыту – О, сознательность – С, экстраверсия – E, доброжелательность – А, нейротизм – N, или эмоциональная стабильность), образующих пятифакторную модель:
открытость опыту (открытость к совершенствованию) характеризует воображение, любопытство, уровень культуры, широту кругозора;
сознательность является показателем надежности, ответственности, исполнительности, упорства;
экстраверсия характеризует общительность, открытость, честолюбие;
доброжелательность (склонность к сотрудничеству) демонстрирует дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность к кооперации;
эмоциональная устойчивость отражает степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности.
Один из подходов к классификации типов личности сформировался при изучении организационных культур различных компаний, так как в процессе исследования была выявлена зависимость между психологическим типом руководителя и культурой возглавляемой им организации.
В соответствии с данным подходом выделяют пять психологических типов «невротических» руководителей:
Личность харизматического типа склонна наделять себя исключительными чертами: особой одаренностью, мудростью, героизмом, святостью, непогрешимостью суждений. Такие люди приписывают себе роль божества, недосягаемого для окружающих.
Параноидальный тип личности отличается особой подозрительностью, свято уверен в том, что все ему желают зла. Такой человек никому не доверяет, окружающих считает врагами и изобретает различные способы снижения исходящей от них мнимой угрозы. Как правило, данный тип личности ведет себя достаточно скрытно и склонен к агрессии.
Человек, относящийся к депрессивному типу личности, чувствует себя беспомощным, никому не нужным, считает, что в жизни он ничего не достиг. Он отличается особым пессимизмом по отношению к любым начинаниям, инертен, боится любых изменений.
Изоляционистский тип личности проводит в жизнь идею невмешательства. Он испытывает чувство отчуждения от окружающих, старается изолировать себя от общества. Они холодны в общении и беспристрастны в оценках.
Педантичные люди отличаются особой аккуратностью, точностью, формализмом. Будучи сами очень ответственными при выполнении различных поручений, они не терпят необязательности окружающих. Такие люди излишне строги в выполнении мелочных формальных требований.
Индивидуумы адаптируются к организациям, а организации – к индивидуумам. Существуют три разновидности такого приспособления:
Организационалист – это человек, очень преданный месту работы. Он испытывает уважение к власти, уважительное отношение к руководителю рассматривается как путь к успеху. Они учатся избегать ошибок, не быть нарушителями спокойствия. «Организационалисты» часто вырастают в семьях, где поощрения преимущественно исходят от отца.
Профессионал – это индивид, сосредоточенный на работе, а не на организации, который склонен рассматривать требования организации как неприятность или затруднения, которых он стремится избежать.
Индифферент – это человек, работающий ради зарплаты, причем работа не играет важной роли в системе его жизненных ценностей. Он может хорошо выполнять свою работу, но никогда не бывает привязан к работе или организации.
Типы личности по характеру их отношения к нормам организации:
Авторитарная личность верит в послушание и уважение к власти, в то, что сильные должны руководить слабыми. Вследствие своей веры в иерархический порядок авторитарные личности становятся хорошими подчиненными, в том случае если они уважают и принимают начальника. Однако установить с ними связь бывает нелегко. Этот тип личности вряд ли подойдет для компании, старающейся использовать более демократичные методы, вовлекающие сотрудников в принятие решений.
Бюрократическая личность особенно ценит иерархию, соблюдение правил, неличные и формальные взаимоотношения. Считает, что люди, работающие в организации, должны ставить интересы организации выше личных интересов. Сильная бюрократическая личность хорошо вливается в военные организации и лучше себя чувствует там, где соблюдают правила, порядок и нормы.
Макиавеллистов связывают со стремлением к лидерству. Люди, у которых эти характеристики выражены ярко, отличаются высокой самооценкой, уверены в себе и действуют в собственных интересах. Их считают хладнокровными и расчетливыми; они стараются использовать других людей и находить союзников в числе тех, кто обладает властью, для того чтобы добиваться своих целей. Они стараются не попадать под власть соображений дружбы, лояльности и доверия.
Источник контроля имеет значение для отбора, тренинга и распределения сотрудников на руководящие роли или в иных ответственных ситуациях. Людей можно разделить на две категории в зависимости от того считают ли они, что происходящее с ними регулируется извне или изнутри, т.е. их собственными усилиями:
Личность с внешним источником контроля – человек, который считает, что важнейшие его действия управляются другими людьми. Они могут негативно отреагировать на задания или работы, требующие независимых действий, и оказывать противодействие усилиям в области обогащения труда или повышения его качества, вносящим дополнительную автономность и ответственность за принятие решений.
Личность с внутренним источником контроля контролирует свои действия самостоятельно. Внутренний источник контроля связан с потребностью в независимости, а также с лучшей адаптацией к работе в смысле удовлетворения, борьбы со стрессом, вовлечения в работу и активности. Такие люди демонстрируют и большую сосредоточенность на работе.
Один из комплексных подходов к оценке типов личности, получивший признание специалистов и широко используемый в практической деятельности различных организаций, получил название
Экстраверты и интроверты по- разному относятся к жизни:
Экстраверты (Е) | Интроверты (I) |
Общительность Взаимодействие Внешний Широта Экстенсивный Обширные связи Расходование энергии Внешнее выражение Общительный Говорят, потом думают | Замкнутость Сосредоточенность Внутренний Глубина Интенсивный Ограниченны связи Сохранение энергии Внутренняя реакция Задумчивый Думают, потом говорят |