Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
38. Группа как субъект организационного поведения
Групповое поведение в организации
Группа – относительное обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для достижения целей, выполняющих разные обязанности, зависящие друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Виды групп –
Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества. не предполагающие личностного контакта. Нации, общественные организации, возрастные группы.
Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящиеся в непосредственном личном общении и взаимодействии.
Формальные группы- группы созданные по решению руководства для выполнения поставленных задач. Функционируют в соответствии с инструкциями.
Неформальные группы – группы, создаваемые в соответствии с личностными симпатиями и антипатиями, интересами для удовлетворения социальных потребностей
Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Главное в таких группах – совместное принятие решений. Должны работать как единый сложенный организм.
Производственные группы – занимаются производственной деятельностью, совместное выполнение задания.
Целевые (проектные) группы – созданные для достижения конкретной цели. после выполнения либо распускается либо дается новое задание.
Функциональная группа – ориентирована на долговременное выполнение определенной функции.
Дружеские – объединяют интересных друг другу людей, часто выходят за рамки работы.
Постоянные группы – группы решающие определенные задачи как часть своих должностных обязанностей, придают организации устойчивость.
Временные группы – для выполнения краткосрочных задач
Высокоразвитые группы – давно созданные, единство целей, общие интересы, устойчивая система отношений в коллективе, высокая сплоченность.
Слаборазвитые группы – характеризуются недостаточным либо отсутствием психологической общности. Диффузные группы.
Референтные (эталонные) группы, – к которым бы человек хотел принадлежать, на которые он ориентируется в своих интересах, симпатиях, антипатиях. Человек сравнивает свое поведение с другими и оценивает его.
Нереферентные группы (группы принадлежности) – в которых люди реально состоят, проходят обучение, или трудятся.
Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, по возрасту, по полу.
Причины создания групп
Теория Хоманса – люди в процессе выполнения задач взаимодействуют друг с другом, взаимодействие способствует появлению чувств – как положительных, так и отрицательных.
Теория равновесия – люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.
Теория обмена – люди стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение будет превышать затраты.
Стадии развития групп
Формирование – отбор членов группы. Знакомство, обмен информацией, вносят предложения о работе группы.
Бурление – характерны конфликты среди участников. Важная роль у лидера группы – урегулирование конфликтов и т.д.
Становление норм поведения – разработка норм поведения, заканчивается распределение ролей. Возникает чувство товарищества.
Выполнение работы – эффективная работа. Для решения конфликтов используют групповые дискуссии.
Расформирование – группа выполняет свою работу и расформировывается.
Характеристики группы.
Основные характеристики – зависят от группы, определяются характером взаимоотношений, работников.
Ситуационные характеристики – зависят от условий функционирования групп. Они оказывают значительное влияние на работу групп, могут способствовать ее улучшению, развитию группового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Основные характеристики группы:
Структура группы – взаимоотношение между членами группы.
Статус – положение работника в соответствии с занимаемой должностью(формальное, неформальное).
Роли – определенный набор действий, поведений индивида, определяющееся работой.
1. Предполагаемые – ожидаемая модель поведения
2. Воспринимаемые – модель поведения с точки зрения самого работника
3. Предписанные – фактическая модель
Нормы – стандарты поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы.
Лидерство – способность оказывать влияние на других людей.
Групповые процессы - процессы, организующие деятельность группы. процедуры принятия решений, обмен информацией, социальная поддержка.
Конфликтность - различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и конфликтам.
Ситуационные характеристики группы:
1. Размер группы – наиболее эффективная группа – 5-7 человек.
2. Пространственное расположение
3. Задачи, решаемые группой
4. Система вознаграждений
Групповая сплоченность
Сплоченность – стремление членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства.
Факторы, влияющие на сплоченность –
1. время существования
2. престиж группы
3. насколько трудно вступить в группу
4. размер группы
5. согласие относительно целей
6. общность установок
7. взаимосвязь задач
8. состав группы по возрасту
9. внешняя угроза
10. конкуренция
11. опыт групповой работы
12. предшествующий успех групповой работы
13. отношение руководства к групповым формам работы
14. мотивация и вознаграждение
15. распределение ресурсов
Формальные группы
1. Команда менеджеров
2. Рабочие группы
3. Комитет (совет директоров какой либо компании, кот. принимают коллективное решение)
Преимущества работы в группе
1. Большинство интересных идей возникает в группах
2. Стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах
3. Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества решений.
комплексный подход
повышение мотивации к принятию верного решения
коллективный опыт
высокая вовлеченность сотрудников
4. Индивидуальное развитие членов группы
Недостатки работы в группе
1. Стремление к частным целям
2. Чрезмерные затраты
3. Потеря времени
4. Доминирование одного из членов группы
5. Эскалация участия (отстаивание одного мнения несколькими членами группы)
6. Разделение ответственности
7. Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников
Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы.
Иллюзия неуязвимости – вера в то, что каждое принимаемое решение ведет к высоким результатам.
Иллюзия морали - оправдание решения высшими групповыми ценностями.
Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.
Негативное отношение к «чужакам» - отрицательное отношение к оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимание даже на справедливую критику.
Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом правоты группы.
Прямое давление – резкая критика коллегам или руководителям предложений, противоречивых установкам группы.
Фильтрация мнений – игнорирование неудобных факторов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.
Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.
Модель развития команды
Рабочая группа - Взаимодействие проходит для обмена опытом. Персональная ответственность за результаты их деятельности.
Псевдокоманда - ее члены могут поднять производительность, но не прилагают к этому усилий.
Потенциальная команда – Члены осознают необходимость общей цели. они пытаются выработать методы сотрудничества.
Настоящая команда – ее члены обладают взаимодополняющими навыками, имеют общие цели.
Высокоэффективная команда – Группа, обладающая всеми характеристиками настоящей команды, способствующая индивидуальному развитию каждого из членов. Результаты превосходят ожидания.
Самоуправляемая команда – предоставляется существенная автономия, она несет полную ответственность за действие ее членов и результаты деятельности.
Причины межгрупповых конфликтов
Пуловая зависимость – возникает между подразделениями в рамках одной организации и не предполагает контактов между собой.
Последовательная - определяется производственной взаимосвязью между группами.
завершение работы одной группы – начало работы другой.
Ограниченность ресурсов
Различные временные горизонты.
Несоответствие статуса.