Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
52.Равновесие на рынке и его изменение.
Рынок – сфера эконом. отнош-й между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности, равенства и обмене.
Рынок-это форма орг-и общественного произ-ва, кот. обеспеч-ет взаимод-е произ-ва и потребл-я поср-вом механизма цен.
Ф-ии рынка: 1. Ф-я саморегулир-я эк-ки(осн. на взаимод-и спроса и предлож-я). 2. Стимулирующая ф-я(в конкурентной борьбе позволяющая победить сильнейшим). 3. Учетная ф-я(устанавл. пропорции в обмене тов-в, опред-ся цены и подаются инф-е сигналы продавцам и пок-лям). 4.Посредническая ф-я( позволяет сводить агентов рынка).
Чтобы построить четкую модель рынка, необх-мо исслед-ть в идеальн. усл-ях( при совершен. конкуренции) взаимод-е важнейш категорий рынка – спроса и предлож-я, за кот-ми стоят пок-ли и продавцы.
Спрос- это кол-во прод-тов, кот. потребители готовы и в состоянии купить по опред-м ценам за его ед-цу в теч-и опред. периода.
В основе спроса лежат потр-ти. Именно они опред-ют, что пок-ль желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и кол-вом покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет хар-ную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных усл-ях снижение цены ведет к повыш-ю вел-ны спроса, а рост цены- к сниж-ю спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость как для индивид-го спроса, так и для рын-го спроса.
Снижение цены прод-та увеличивает покупательную способность ден. дохода потр-ля, и поэтому он в состоянии купить большее кол-во данного продукта, чем прежде (эффект дохода). Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения – выражается в том, что при более низкой цене у чел-ка появл. стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичных товаров, кот. теперь относит-но дороже. Потр-ли склонны заменять дорогие прод-ты более дешевыми.
Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика кривой.
График спроса показывает зависимость между ценой и кол-вом покупаемого товара в кажд. данный момент времени. При этом предполаг-ся, что все остальные усл-я остаются неизменными. Цена спроса –это максимальная цена, кот-ю согласен уплатить пок-ль при покупке данного товара. Каждая точка на кривой предст. конкретную цену и соотв-е кол-во прод-кта, кот.е потр-ль решит купить по этой цене.
Неценовые факторы спроса:1.Потребит-е предпочтения.
Изменение потр-тей (это долговрем. ф-ры возд-я - появлении нового, усовершенствованного товара, приводит к возрастанию спроса на него и понижению спроса на устаревшую модель).
Мода (если товар входит в моду, то при сохранении прежней цены, объем покупок будет увеличиваться).
Реклама (успех рекламы - смещение кривой спроса вправо, провал рекламы- смещение кривой спроса влево).
Блага, способные удовл-ть одну и ту же потр-ть, получили название товаров-субститутов
Для товара характерно еще одно св-во - взаимодополняемость. Это означает, что эффективное потребл-е одного из них возм-но только при сочетании с др. Такие блага наз. комплементарными. (Резкое подорожание бензина повлияет на спрос на автомобили).
2.Число поку-лей.( Увеличение числа пок-лей повышает спрос, уменьшение - снижает.) 3. Изменения в окруж. среде. 4. Изменение в полезности вещи.
Предложение можно опр-ть как шкалу, показывающую разное кол-во продукта, кот-го произв-ль желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возм-х цен в теч-и опред. периода времени. Различают «индивид-е предлож-е», субъектом кот. выступает отдельный продавец, и «рыночное» - совок-ть всех индивид-х предложений на данном рынке.
Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких, т.е. вел-на предл-я находится в прямой зависимости от направл-я изменения ур-ня цен.
Кривая на графике предложения предст. собой совок-ть точек, координаты кот-х соотв-ют опред. цене и хар-ной для нее величине предложения. Изменение цены, при прочих равных усл-ях, перемещает точку на графике предложения, увеличивая или уменьшая тем самым вел-ну предлож-я.
Неценовые ф-ры изменяют само предложение, смещая кривую на графике вправо или влево ( цены на применяемые рес-сы и сопряженные товары, капитал и уровень технологии произ-ва, деят-ть гос-ва (налоги и дотации), цены на др. товары,число продавцов и их ожидания по поводу изменения цен на рекламируемые товары).
В графич. модели рынка эконом. равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предл-я. Кол-во товара, уравновешивающее спрос и предл-е, наз. равновесным кол-вом. Достижение равновесной цены будет означать, что все, кто хотел бы и в состоянии приобрести прод-ю по такой цене, смогут удовл-ть свои потр-ти. Точно так же все продавцы, кого удовлетворяет сложившаяся цена, продадут свои товары. При построении графика точка пересечения кривой спроса и предложения является ценой равновесия.
В теории рынка различают 3 типа равновесия в завис-ти от наличия времени у произв-лей: 1) «мгновенное равновесие», когда предложение не успевает отреагировать на изменение спроса; 2) «краткосрочное равновесие», когда фирмы начинают производить больше прод-и благодаря приросту переменных ф-ров произ-ва; 3) «длительное равновесие», когда фирмы могут ввести в действие новые производств-е мощности.
Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые могут сместить кривые, изменяют и цену равновесия. При любой цене, превышающей цену равновесия, вел-на предл-я окажется больше вел-ны спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены продавцами, стремящихся избавиться от своего излишка. Любая цена ниже равновесной цены, влечет за собой возникн-е нехватки продукта (дефицита), т.е. при этом вел-на спроса превышает величину предложения.
При увеличении спроса и неизменности других условий, кривая спроса переместится вправо и цена равновесия и равновесное кол-во товаров возрастет. При уменьшении спроса сдвигают кривую влево, цена равновесия и равновесное кол-во уменьш-ся.
При увелич-и предлож-я кривая сместиться вправо, что приведет к снижению цены равновесия, но при этом увеличивает равновесное кол-во. При уменьш-и предл-я кривая предл-я сместится влево. при этом увеличится равновесная цена и уменьшится равновесный объем (рис.г).
При одноврем. изменении спроса и предл-я все будет зависеть от эластичности реагирования на эти факторы потр-ей и произв-лей. При увел-и предл-я и сокращении спроса (противоположное движение кривых) снижение цены окажется большим, чем если бы оно явилось рез-том каждого из этих ф-ров, взятого в отд-ти. Направл-е измен-я кол-ва прод-та зависит от относит-х параметров изменений предл-я и спроса.
При одноврем. сокращении предл-я и увеличении спроса увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное кол-во продукта в данном случае разнонаправлено и в зависит от относит-х параметров изменений предлож-я и спроса. Если уменьш-е предл-я относит-но больше, чем увел-е спроса, равновесное кол-во продукта окажется меньше, чем оно было первонач., но если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное кол-во продукта в рез-те этих изменений возрастет.
Если предл-е и спрос увелич-ся (кривые смещаются в одном направлении), при этом увелич-е предл-я больше, чем увел-е спроса, то равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, то равновесная цена увеличится. Воздействие на равновесное кол-во продукта однозначно: увел-е и предл-я и спроса ведет к увел-ю кол-ва продукта. Это означает, что равновесное кол-во прод-та возрастет на большую вел-ну, чем вел-на изменения под влиянием каждого из факторов, взятых в отдельности.
Уменьшение предложения и спроса ведет к уменьш-ю кол-ва продукта. Если масштабы уменьшения предл-я больше масштабов сокращ-я спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Способность конкурентных сил предл-я и спроса устанавливать цену на ур-не, на кот. решения о продаже и купле синхронизируются, наз. уравновешивающей функцией цен.