Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:16, курсовая работа
Целью работы является построение стратегии развития предприятия на примере ООО Новоорская швейная фабрика "Уральский союз". В рамках работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА СРЕДЫ
1.3 ТИПЫ СТРАТЕГИЙ
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО НОВООРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "УРАЛЬСКИЙ СОЮЗ"
2.1 ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 АНАЛИЗ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОКРУЖЕНИЯ
2.4 АНАЛИЗ МАКРООКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5 SWOT - АНАЛИЗ
2.6 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ СРЕДЫ
2.7 ДВУХБАЗОВЫЙ КЛАССИФИКАТОР ПО ПРОДУКТУ
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ООО НОВООРСКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА "УРАЛЬСКИЙ СОЮЗ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВОАНРИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ
ФЕДЕРЕАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОРСКИЙ Филиал
Факультет: Экономика и управление
Специальность:
(Финансы и кредит; Бухгалтерский учет,
анализ и аудит; Менеджмент организации)
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Стратегии менеджмента и ее влияние на
успех в организации
выполнил студент:
шифр:
проверил:
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 5 КУРСА
(№ ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ)
Орск - 2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и виды стратегического менеджмента
1.1 Общая характеристика стратегического управления
1.2 Проведение анализа среды
1.3 Типы стратегий
Глава 2. Стратегический анализ деятельности ООО Новоорская швейная фабрика "Уральский союз"
2.1 История и характеристика организации
2.2 Анализ среды предприятия
2.3 Анализ непосредственного окружения
2.4 Анализ макроокружения предприятия
2.5 SWOT - анализ
2.6 Составление профиля среды
2.7 Двухбазовый классификатор по продукту
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стратегического менеджмента ООО Новоорская швейная фабрика "Уральский союз"
Заключение
Библиографический список
Приложения
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Целью работы является построение стратегии развития предприятия на примере ООО Новоорская швейная фабрика "Уральский союз". В рамках работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
Задачей работы является выбор отдельных направлений стратегии развития предприятия. Объектом исследования является промышленное предприятие ООО Новоорская швейная фабрика "Уральский союз". Предмет исследования - стратегия научно-технического развития предприятия. Актуальность выбора темы также выразилась в том, что в настоящее время на предприятии возникла необходимость в разработке научно-технической стратегии развития, которая была бы выражена в виде мероприятий по модернизации производственного оборудования, увеличению объема производства за счет выпуска новой продукции и, соответственно, получение дополнительной прибыли на предприятии. Структурно работу можно представить в виде трех частей. В первой части содержаться теоретические аспекты технологической стратегии развития предприятия. Во второй части рассматривается технологическая стратегия развития ООО Новоорской швейной фабрики "Уральский союз" - ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач. В третьей части работы даются практические рекомендации по совершенствованию стратегии управления предприятием.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. [6, c.7]
Основными принципами стратегического менеджмента являются:
научно-аналитическая разработка стратегии; принцип учета и согласования внутренних и внешних факторов развития фирмы; принцип соответствия тактики и стратегии управления фирмой; принцип приоритетности человеческого фактора; принцип определения организационного контроля. [7,c.11]
К недостаткам стратегического управления можно отнести:
1) стратегическое управление не дает точной детальной картины будущего, это качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находится организация в будущем;
2) стратегическое управление не может быть сведено к набору простых процедур и схем, это симбиоз интуиций и искусства высшего руководства, высокий профессионализм и творчество служащих;
3) требуются большие усилия, затраты времени и ресурсов для осуществления процесса стратегического управления;
4) усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения;
5) основной упор делается на стратегическое планирование, на самом же деле - главное - реализация стратегического плана.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. (прил.1, рис.1) Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.
Анализ среды считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса: получение ресурсов из внешней среды (вход); превращение ресурсов в продукт (преобразование); передача продукта во внешнюю среду (выход). [10,c.16]
Управление призвано обеспечить баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она вступает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в подержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро - и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которое ей может преподнести окружение. [12,c.45]
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы; организация управления; производство; финансы; маркетинг; организационная культура.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус.
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию. (прил.1, рис.2)
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
PEST - анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия: политико-правовые; экономические; социокультурные; технологические. [13,c.78]
Цель PEST - анализа - отслеживание изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений. (прил.1, таб.1)
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояние тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз к ее дальнейшему существованию.
Компонентами непосредственного окружения являются: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.
Анализ покупателей имеет своей задачей составление профиля тех кто покупает продукт организации. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить какой и продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, в какой мере покупатели привержены к продукту именно этой фирмы, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности); социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); отношение покупателя к продукту данной организации (почему он покупает этот продукт и как он его оценивает). [3,c.138]
Сила торга. Изучая покупателя, фирма уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то сила его торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного продавца другим, который имел бы меньше свободы выбора продавца. Торговая сила покупателя зависит также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.