Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
46.Бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы, а также пояснительную записку.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
- бухгалтерского баланса;
-отчета о прибылях и убытках;
-пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Отчет об изменении капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложения к бухгалтерскому балансу, Отчет о целевом использовании полученных средств);
-аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
-пояснительной записки.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99.
Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они несопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов корректируются по установленным правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги (табл.)
Бухгалтерские счета, используемые при заполнении формы № 1 «Бухгалтерский баланс»
Наименование группы статей (статьи) баланса | Номер счета | Наименование счета | |
1 | 2 | 3 | |
Основные средства | 01 | Основные средства | |
Основные средства | 02 | Амортизация основных средств | |
| Доходные вложения в материальные ценности | 03 | Доходные вложения в материальные ценности |
| Нематериальные активы | 04 | Нематериальные активы |
| Нематериальные активы | 05 | Амортизация нематериальных активов |
| Незавершенное строительство | 07 | Оборудование к установке |
| Незавершенное строительство | 08 | Вложения во внеоборотные активы |
| Отложенные налоговые активы | 09 | Отложенные налоговые активы |
| Запасы | 10 | Материалы |
| Животные на выращивании и откорме | 11 | Животные на выращивании и откорме |
| Запасы | 14 | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
| Запасы | 15 | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
| Незавершенное строительство Запасы | 16 | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 19 | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
| Затраты в незавершенном производстве | 20 | Основное производство |
| Затраты в незавершенном производстве | 21 | Полуфабрикаты собственного производства |
| Затраты в незавершенном производстве | 23 | Вспомогательные производства |
| Затраты в незавершенном производстве | 29 | Обслуживающие производства и хозяйства |
| Готовая продукция и товары для перепродажи | 41 | Товары |
| Готовая продукция и товары для перепродажи | 43 | Готовая продукция |
| Затраты в незавершенном производстве | 44 | Расходы на продажу |
| Товары отгруженные | 45 | Товары отгруженные |
Затраты в незавершенном производстве | 46 | Выполненные этапы по незавершенным работам | |
Денежные средства | 50 | Касса | |
Денежные средства | 51 | Расчетные счета | |
Денежные средства | 52 | Валютные счета | |
Денежные средства | 55 | Специальные счета в банках | |
Денежные средства | 57 | Переводы в пути | |
Долгосрочные финансовые вложения Краткосрочные финансовые вложения | 58 | Финансовые вложения | |
Долгосрочные финансовые вложения Краткосрочные финансовые вложения | 59 | Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги | |
Кредиторская задолженность, в том числе поставщики и подрядчики | 60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |
Дебиторская задолженность | 60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками, авансы выданные | |
Дебиторская задолженность | 62 | Расчеты с покупателями и заказчиками | |
Кредиторская задолженность | 62 | Расчеты с покупателями и заказчиками, авансы полученные | |
Дебиторская задолженность, в том числе покупатели и заказчики | 63 | Резервы по сомнительным долгам | |
Займы и кредиты | 66 | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам | |
Займы и кредиты | 67 | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам | |
Задолженность по налогам и сборам | 68 | Расчеты по налогам и сборам | |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 69 | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | |
Задолженность перед персоналом организации | 70 | Расчеты с персоналом по оплате труда | |
Прочие дебиторы | 71 | Расчеты с подотчетными лицами | |
Прочие дебиторы | 73 | Расчеты по предоставленным займам | |
Дебиторская задолженность | 75 | Расчеты с учредителями | |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | 75 | Расчеты с учредителями | |
Дебиторская задолженность; кредиторская задолженность | 76 | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | |
Отложенные налоговые обязательства | 77 | Отложенные налоговые активы | |
Уставный капитал | 80 | Уставный капитал | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 81 | Собственные акции, выкупленные у акционеров | |
Резервный капитал | 82 | Резервный капитал | |
Добавочный капитал | 83 | Добавочный капитал | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 84 | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |
Доходы будущих периодов | 86 | Целевое финансирование | |
Резервы предстоящих расходов | 96 | Резервы предстоящих расходов | |
Расходы будущих периодов | 97 | Расходы будущих периодов | |
Доходы будущих периодов | 98 | Доходы будущих периодов | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 99 | Прибыли и убытки | |
Арендованные основные средства | 001 | Арендованные основные средства | |
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 002 | Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | |
Товары, принятые на комиссию | 004 | Товары, принятые на комиссию | |
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | 007 | Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | |
Обеспечения обязательств и платежей полученные | 008 | Обеспечения обязательств и платежей полученные | |
Обеспечения обязательств и платежей выданные | 009 | Обеспечения обязательств и платежей выданные | |
Износ основных средств, износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | 010 | Износ основных средств |
Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Например, по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается сальдо по счетам 10, 15 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» — сальдо по счетам 20, 21, 23, 29 и т.п.
Учет затрат на производство является центральным участком в работе бухгалтерии. С одной стороны, сюда стекается информация об использовании в процессе производства основных средств, материалов, заработной платы и других ресурсов, т.е. сведения о формировании издержек производства или затрат на производство продукции. С другой стороны, эта информация обрабатывается и на ее основе исчисляется фактическая себестоимость продукции, данные о которой позволяют рассчитать фактическую прибыль.
Таким образом, на данном участке бухгалтерского учета выявляется взаимосвязь между затратами и финансовыми результатами
Форма Отчета о прибылях и убытках утверждена приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». При его заполнении фирмам следует руководствоваться Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н.
Сдать Отчет должны все организации, за исключением тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Сделать это необходимо до 30 июля 2003 года (включительно).
Отчет состоит из четырех разделов:
доходы и расходы по обычным видам деятельности (строки 010–050);
операционные доходы и расходы (строки 060–100);
внереализационные доходы и расходы (строки 120–160);
чрезвычайные доходы и расходы (строки 170–180).
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
По строке 010 отражаются доходы, которые организация получила от обычных видов деятельности. Согласно ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, такими доходами считается выручка от продажи продукции и товаров, а также от выполненных работ или оказанных услуг. Все эти доходы отражаются по кредиту счета 90 «Продажи».
Напомним, что в Отчете выручка отражается без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин и налога с продаж (дебетовый оборот по субсчетам 90-3, 90-4, 90-5, 90-6).
Если организация получила доходы от нескольких видов деятельности, то следует раскрыть строку 010 и заполнить строки 011–013. Отражать доходы по этим строкам следует, если они составляют не менее 5 процентов от общей суммы выручки. В противном случае выделять отдельно их не надо.
Иногда у организаций возникает вопрос, что следует считать обычными видами деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые указаны в ее уставе. Если же устав гласит, что организация «может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством», то подход немного другой. Тогда основной будет считаться та деятельность, доход от которой поступает регулярно и составляет 5 и более процентов от общей суммы выручки.
По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» Отчета организация должна показать расходы по обычным видам деятельности. Причем отразить эту сумму следует в круглых скобках.
К таким расходам относятся затраты по изготовлению (приобретению) и продаже продукции (товаров), по выполнению работ и оказанию услуг. На это указано в пункте 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.
Отражать в форме № 2 следует только расходы по товарам (работам, услугам), которые проданы в отчетном периоде.
Если организация отдельно показала различные виды доходов, то она должна отдельно отразить и расходы, которые связаны с их получением по строкам 021–023.
По строке 029 отражается валовая прибыль организации. Ее можно рассчитать по формуле:
Строка 029 = Строка 010 – Строка 020
Если результат отрицательный, то его показывают в круглых скобках.
По строке 030 отражаются коммерческие расходы организации. К ним относятся:
транспортные расходы, если они не включены в покупную стоимость товаров;
оплата погрузочно-разгрузочных работ;
расходы на тару и упаковку;
амортизация основных средств;
зарплата продавцов;
расходы на рекламу и т. д.
Сумма этих расходов отражается в круглых скобках. Источник для заполнения строки 030 – счет 44 «Расходы на продажу».
Строку 040 заполняют организации, которые списывают общехозяйственные расходы напрямую в дебет счета 90-2, минуя счет 20, то есть ведут учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости. Показатель этой строки отражается в круглых скобках.
Напомним, что к общехозяйственным расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, подготовку и переподготовку кадров, на оплату аудиторских, консультационных, информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация), а также представительские расходы. Они учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
По строке 050 отражается финансовый результат от основной деятельности организации (прибыль или убыток). Он определяется по формуле:
Строка 050 = Строка 010 – Строка 020 – Строка 030 – Строка 040
Причем убыток следует показывать в Отчете в круглых скобках.
Операционные доходы и расходы
Операционные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету предусмотрены субсчета 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Состав операционных доходов есть в ПБУ 10/99. К ним относятся следующие доходы:
от продажи основных средств и иного имущества организации, кроме денежных средств;
проценты, полученные по выданным займам;
прибыль, полученная по договору простого товарищества;
проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счетах.
Кроме того, к операционным доходам также относятся поступления, которые не были указаны в составе доходов от обычных видов деятельности. Это могут быть доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, от участия в уставных капиталах других организаций.
Операционные доходы отражаются в Отчете в строках 060, 080 и 090.
Так, проценты к получению следует показать по строке 060. Доходы от участия в других организациях – по строке 080. Остальные операционные доходы – по строке 090.
Операционные расходы – это затраты, которые связаны с получением операционных доходов. Кроме того, к ним относятся:
проценты, которые организация платит по кредитам и займам;
расходы по оплате услуг кредитных организаций;
отчисления в резервы (например, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и т. д.);
суммы налогов и сборов, относимые на финансовые результаты;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов;
остаточная стоимость проданных основных средств и других амортизируемых активов и т. д.
Проценты к уплате надо указать по строке 070. Остальные операционные расходы – по строке 100. Все суммы операционных расходов отражаются в круглых скобках.
Последние изменения к Плану счетов частично коснулись и операционных доходов. Как уже было сказано, отчисления в резервы, в том числе и в резерв под снижение стоимости материальных ценностей, относятся к операционным расходам.