Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
22.Процесс разработки и принятия управленческих решений.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
1 стадия - признание необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
• восприятие и признание проблемы;
• интерпретация и формулирование проблемы;
• определение критериев успешного решения проблемы.
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения. Если исходить из того, что решение — это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.
Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе — это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы — это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность (проблемы необходимо обнаружить и раскрыть), как кризис или как рутинная проблема (проявляются сами и требуют вмешательства менеджера). Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит? Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.
Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения. Это помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. По мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим». Первый тип критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива. Критерий «мы хотим» заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера думать о том, каким будет лучшее решение.
2 Стадия - выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы.
Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий.
3 стадия — это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено. Выполнение решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение. Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности. Для этого необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий.
Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом. Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а, следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть:
1.Тип управленческого процесса: Целевое управление – роль цели: Определяющая на всех уровнях управления – Особенности УР: Специфические решения разового характера. 2. Тип управленческого процесса: Программное управление - роль цели: Ориентирующая - Особенности УР: Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий и сроков их выполнения (сетевые графики). 3. Тип управленческого процесса: Ситуационное управление - роль цели: Постоянство и ясность, неизменность целей - Особенности УР: Стандартность решений. 4. Тип управленческого процесса: Программно-целевое управление – роль цели: Основополагающая в целевых программах - Особенности УР: Кардинальные, основополагающие решения
Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречие между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации. При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации.
Взаимосвязь целей и решений
Признаки сходства целей и решений: направленность на позитивные изменения объекта управления;
ориентация на миссию предприятия; постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления; ресурсное обеспечение; временные пределы реализации; присутствие фактора риска; ответственность за выбор целей и реализацию решений.
Признаки различий целей и решений: постановка цели – первооснова организации предприятия; многовариантность решения и однозначность цели; эффективность целей – ожидаемая в решениях – реальная; риск в целях предельно элиминирован; возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений; финансирование целей – ориентировочно, решений – реально; выбор цели – творческое дело человека; выбор решения – возможен с применением человеко-машинной системы; задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает кардинально различно.
Признаки взаимосвязи целей и решений: цель – начальный этап выработки решения; цель – основа контроля за исполнением решения; цель без решений бесплодна; решения – механизм реализации целей; цель определяет выбор варианта решений; цели определяют критерии оценки эффективности решений.
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам: 1. фактор времени (время осуществления проектов или инвестиций): обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов решений исходя из посылки, что «сегодняшний рубль дороже завтрашнего»; 2. фактор качества объекта; 3. фактор масштаба (объема) производства товар; 4. уровень освоенности товара в производстве: этот фактор учитывается только в том случае, когда требуется определить себестоимость или трудоемкость первых серийных образцов или партий продукции до полного ее освоения в серийном производстве. В условиях жесткой конкуренции наблюдается тенденция к сокращению продолжительности серийного выпуска продукции до 2-5 лет. Поэтому сокращается и период освоения нового товара в производстве); 5. метод получения информации для принятия управленческого решения: при разработке вариантов управленческого решения следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как в противном случае в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности по данному фактору; 6. условия применения (эксплуатации) товара: данные условия для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленского решения включают:
режим работы потребителя анализируемого товара; тип производства у потребителя (единичное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое производство); особенности продукции, выпускаемой с применением данного товара (габариты, масса, сложность, количество, качество и т. п.); организационно-технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т. п.); имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение. 7. фактор инфляции: учитывает обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества; 8. фактор риска и неопределенности.
Метод «дерева решений» предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения и позволяет лицу, принимающему решение, визуально оценить результаты действий различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель развивающегося по каким-либо показателям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов управленческого решения. В ней приводятся сведения о наименованиях, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности. "Дерево решений" - это способ представления проблемы принятия решений в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту соответствует единственный узел, дающий решение. "Дерево решений" дает руководителю или лицу, принимающему решение, возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить варианты.
При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является, пожалуй, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений. Опыт в решении проблем и принятии решений развивает умение и навыки в суждении и интуиции. Вместе с тем многие считают, что расчет на прошлый опыт для планирования будущего может быть очень опасным. Это происходит вследствие недостаточного учета и анализа причин прошлых ошибок и неудач. Правильное решение основывается на будущих событиях, а опыт — на прошлых. Опыт становится полезным и мощным инструментом в принятии решений, если имеет место его тщательный анализ, а не слепое следование ему и если в ходе этого анализа выявляются основательные причины успеха или неудач.
Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике с целью определения того, что же может произойти. Эксперимент широко используется в науке. Возможно, это самый дорогостоящий метод. Эксперимент может быть использован только после всестороннего и глубокого рассмотрения и анализа.
Считается, что наиболее общим и, возможно, наиболее эффективным методом отбора альтернатив является проведение исследования и анализа. Этот метод предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее важными ее переменными ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. В целом это «кабинетный» подход к принятию решения. Данный метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них.
Существуют следующие принципы принятия управленческого решения, которые упрощают процедуру принятия управленческих решений, позволяют спрогнозировать эффективность принятого решения: Принцип «единоначалия» - решения принимаются индивидуально менеджером без согласования или созыва заседания, члены команды играют пассивную роль и являются лишь исполнителями. Принцип «единоначалия» является правомерным, если: это организационное управленческое решение, которое принимается в силу должностных обязанностей; проблема незначительна и не требует группового вмешательства; когда решение принимается в чрезвычайной или экстремальной ситуации; менеджер более компетентен в данной проблеме, нежели его команда; нельзя делать проблему предметом командного обсуждения в силу ее конфиденциальности. Если в организации принимаются все решения исключительно по принципу «единоначалия», то не стоит ждать от сотрудников инициативного поведения и делового энтузиазма.