Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
23.Модели и методы принятия управленческих решений.
Распространенной методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование, которое следует понимать как исследование объектов познания на их моделях. Оно предполагает построение моделей реально существующих предметов и явлений: живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.
Причины, обуславливающие использование моделей: 1. Естественная сложность многих организационных ситуаций. Возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью модели. Поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования. 2. Невозможность проведения экспериментов в реальной жизни. Встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблем. Но зачастую прямое экспериментирование дорого стоит и требует времени. 3. Ориентация управления на будущее. Невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Моделирование — единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать. 4. Моделирование нашло широкое применение при принятии решений в экономике. Это обусловлено в первую очередь тем, что проведение натурных экспериментов и исследований в экономике чрезвычайно затруднено, а в ряде случаев из-за нехватки ресурсов, возможных нежелательных последствий и потери времени практически невозможно. Моделирование позволяет предсказать поведение реальных систем, не прибегая к натурным экспериментам.
Модель — это аналог реального мира, который может быть построен и исследован с помощью различных средств, начиная от словесного описания и кончая использованием системы математических уравнений или имитации на ЭВМ. Модель — это упрощенное представление существенно важных характеристик реального объекта или ситуации. Модель – это научные инструменты.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Модели теории игр. Одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов (изменение цен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.). Используются эти модели довольно редко, так как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.
Модели теории очередей (модель оптимального обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них (определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться, и т.п.). Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и являются инструментом нахождения такого оптимального решения.
Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка — денежной наличности, для больницы — лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надежность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
Модели линейного программирования. Эти модели применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования.
Имитационное моделирование. В отличие от других видов моделирования, имитационное моделирование призвано не просто точнее отражать реальность, а точнее ее имитировать. Процесс имитационного моделирования состоит из многократного повторения эксперимента для оценки последствий определенных действий. Как только оценка произведена (т. е. определены характеристики исследуемой системы), возможно произвести выбор лучшей из предлагаемых альтернатив решения. Обычно имитационное моделирование используется в случае, когда исследуемая проблема слишком сложна для ее описания методами математического программирования. Является скорее описательным, чем нормативным методом. Метод не гарантирует получения оптимального решения; опыт имитационного моделирования и выработки решения одной проблемы не может быть трансформирован на другие проблемы (из-за включения в модель уникальных факторов, присущих только данной модели); имитационное моделирование часто представляет собой процесс, требующий значительных затрат средств и времени.
Экономический анализ. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным. Объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать почти по каждому виду продукции или услуге, если соответствующие издержки удается определить. Это может быть число сидений в самолете, которые должны быть заняты пассажирами, число посетителей в ресторане, объем сбыта нового типа автомобиля.
Методы – конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Методы прогнозирования - совокупность приемов и способов, позволяющих на основе анализа данных вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.
Выделяются следующие основные методы прогнозирования:
1. по признаку обработки информации: статистические (объединяют методы обработки количественной инф-ии по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей); аналогий (направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процессов и на этом строить прогнозы. Возможно множество аналогий: 1. Персональная аналогия: ЛПР пытается выявить сходство анализируемой ситуации и др ситуации, уже имевшей место в его личной практике. 2. Прямая аналогия: сравнение с подобными ситуациями, где с большей вероятностью может быть обнаружено прямое подобие, чем может быть замечено в непосредственной проблеме. 3. Символическая аналогия: представление о хар-ках проблемы как о некотором объекте типа дерева или животного. Попытка описывать проблему в терминах новых хар-ик может дать новое ее понимание. 4. Воображаемая аналогия: фантазирование о решении проблемы и затем разработка «рабочей модели» этого фантастического решения. опережающие (базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической инф-ии, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования).
2. по признаку формализации: формализованные (математические) – можно отнести: анализ временных рядов и каузальное (причинно-следственное) моделирование; интуитивные (экспертные) - как научный инструмент решения сложных неформализуемых проблем позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от инф-ой обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления чела в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как итоговый прогноз. Область применения методов экспертных оценок:• составление перечня возможных событий в различных областях за опр-ый промежуток вр;
• опр-ие наиболее вероятных интервалов вр совершения совокупности событий; • опр-ие целей и задач упр-ия с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; • альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности; • альтернативные варианты принятия решений в опрой ситуации с оценкой их предпочтительности.
Разновидности методов индивидуальных экспертных оценок: интервью; аналитический; написания сценария.
Методы коллективных экспертных оценок: "комиссий"; "Дельфи"; "коллективной генерации идей" ("мозгового штурма"); морфологического анализа и др. Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи.
Метод "коллективной генерации идей" ("мозгового штурма') включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования; их оценку.
Основная его направленность - выявление новых идей. Для этой цели организаторы экспертизы создают атмосферу, наиболее благоприятствующую генерированию идей (благожелательности, поддержки), освобождающую эксперта от излишней скованности. Обсуждаемая проблема должна быть четко сформулирована. Метод "мозговой атаки" характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, запрещается критика чужих суждений; во-вторых, предлагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации. Процедура проведения "мозгового штурма" представляет собой групповое обсуждение вопроса, имеющее целью генерацию новых идей и вариантов решений. Для обеспечения активности и творческого подхода критика высказываний экспертов не допускается. Группа обычно состоит из 20—25 человек, обладающих широкой эрудицией и не зависящих по своему общественному положению друг от друга. Сеанс "мозгового штурма" продолжается обычно 40—45 мин. без перерыва под руководством выделенного ведущего. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предложений и на основе их обобщения формулируется решение.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма». 1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпромиссные заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для другого неоднозначна. 2. Никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна. 3. Набирайте количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому чем больше предложений, тем лучше. 4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить идеи, предложенные выступающим ранее.
Достоинством данного метода является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок. В методе "мозговой атаки" существенная роль принадлежит руководителю, проводящему экспертизу. Он знает о конечной цели экспертизы, направляя дискуссию в соответствующее русло. Однако если руководитель стремится выделить лишь перспективные с его точки зрения идеи, результат экспертизы оказывается менее значительным.
Метод Дельфи — один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.
В первом туре эксперты сообщают свои ответы без какой-либо аргументации. Полученные ответы обрабатываются путем отбрасывания крайних значений и усреднения, после чего полученные результаты сообщаются экспертам. Во втором туре эксперты изменяют в соответствии с полученными результатами свои оценки и сообщают их вместе с соответствующей мотивировкой, после чего процедура повторяется. Обычно после третьего или четвертого туров оценки экспертов стабилизируются, и дальнейший опрос прекращается.
К недостаткам метода относится трудоемкость обработки результатов и значительные временные затраты.
Преимущества: снижение влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышение объективности результатов.
Метод написания сценария основан на определении логики, процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней "дерева целей". Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т. е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т. д. Метод сценариев представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям.
Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи.