Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
2.Основные концепции управления. Вклад классических школ менеджмента в развитие управленческой мысли.
Классическая школа менеджмента. Данное направление представлено работами авторов, которые пытаются расширить традиционную схему за счет дополнения ее «новыми» стилями.
Так, А.И.Китов выделяет «мотивационно-пассивный», «имитация деятельности», «фрустрационный», «эвристический» и др.
Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов – дистанционный, контактный, целеполагающий, проблемно организующий.
И.Б.Пономарев – формалистический, администраторский.
А.Л.Журавлев[ ] выделяет семь стилей:
«директивный» индивидуальный стиль;
«коллегиальный» индивидуальный стиль;
«либеральный» индивидуальный стиль;
«директивно-коллегиальный» стиль;
«директивно-либеральный» стиль;
«коллегиально-либеральный» стиль;
«смешанный стиль»
Каждый из указанных стилей получается при определенной комбинации выраженности различных компонентов, таких как:
распределение полномочий между руководителем и подчиненными;
действия руководителя в критических ситуациях;
контакты руководителя с подчиненными;
эффективность работы коллектива в отсутствие руководителя;
отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей;
контроль за деятельностью подчиненных;
соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом;
характер приказов руководителя;
отношение руководителя к критике со стороны руководимых;
распределение ответственности между руководителями и руководимыми;
отношение руководителя к своей команде;
эмоциональная удовлетворенность исполнителей в отсутствие руководителей;
преобладающие методы воздействия на подчиненных;
участие членов коллектива в управлении;
поддержка руководителем трудовой дисциплины;
характер принятия решения по руководству коллективом;
взаимоотношения между людьми в коллективе;
предоставление самостоятельности членам коллектива;
отношения руководителя к советам других;
характер требовательности руководителя;
отношение руководителя к нововведениям;
отношения руководителя к самому себе.
Приведенный перечень компонентов отражает основные функции управленческой деятельности.
Как видно, авторами выделяются стили, не совпадающие с традиционно выделяемыми.
К данному подходу можно отнести классификацию стилей руководства С.Ю.Степанова и Е.П.Варламовой, по которой все виды управленческих систем, ведущими характеристиками которых являются соответствующие стили руководства, могут быть размещены в двухмерном пространстве
К классификациям, расширяющим трехчленную схему К.Левина, относится и подход Р.Блейка и С.Моутона
Решетка представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных лидерского поведения: на горизонтальной оси – ориентация на задачу, на вертикальной – ориентация на отношения.
Шкалирование каждой из осей матриц дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей.
Объединенное управление (мало управления) – приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции.
Власть–подчинение (управление работой) – производительность операций исходит из организации работы таким образом, что человеческому фактору уделяется минимум внимания.
Организационное управление (управление посередине) – адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне.
Управление в духе загородного клуба (управление людьми) – вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы в организации.
Групповое управление (управление участием) – эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия, взаимозависимость в работе строится на наличии общих интересов в рамках организационной цели; отношения строятся на доверии и уважении.
Оптимальным стилем руководства (к этому пришли авторы «решетки», это было выявлено в результате обследования значительного числа менеджеров) к которому должен стремиться каждый руководитель, является сочетание в максимальной степени двух ориентаций руководителя. Эта позиция – «групповое управление».
Концепция имеет широкое практическое применение, используется для диагностики лидерского поведения и его совершенствования через программы обучения, подготовку, специально разработанные для выработки оптимального стиля. В случае преобладания у менеджера стиля «власть-подчинение», ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п.
Преобладание стиля «управление в стиле загородного клуба» может потребовать обучения в принятии управленческих решений, в реализации управленческих функций (планирование, организация, контроль и т.д.).
При стиле «организационное управление» может потребоваться обучение по разным направлениям.
Стиль «объединенное управление» вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.
[ ]