Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
27.Концептуальные положения стратегического менеджмента
Сущность стратегического менеджмента. Цели и задачи.
Стратегический менеджмент - управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации адекватные к воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в итоге позволяет выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общей системной позиции постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Этапы корпоративного планирования: 1. Бюджетирование (коней XIX до 40-х XXв) - метод формального планирования, которое ограничивалось состоянием ежегодных бюджетов по статьям расходов на разные цели. Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций и по отдельным структурным единицам. В настоящее время аналогичные бюджеты служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и для контроля текущей деятельности (распределение финансовых ресурсов по подразделениям). 2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг. 3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х - начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения. 4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избегания угроз.
Две системы. Признано, что в мире сложились две основные системы стратегического корпоративного управления: 1. с рыночной ориентацией, свойственной США и Великобритании, действует в условиях высокой биржевой капитализации, распыленного владения акциями и частой смены акционеров, как правило, мелких 2. с ориентацией на партнерские отношения, распространенной в Японии и странах континентальной Европы, которая приспособлена к противоположным условиям.
Необходимость внешней ориентации. Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Возможности— это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Это, например, снижение налогов или возможности использования векселей для ускорения оборота средств, уменьшения неплатежей, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции, снижение или, наоборот, повышение таможенных барьеров и т. д. Задача анализа заключается в том, чтобы выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия.
Классификация систем. И. Ансофф дает следующую классификацию систем управления: 1. Управление на основе контроля исполнения (постфактум). 2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции тенденций прошлого. 3. Управление на основе предвидения изменении. Темп изменений ускорился, однако представляется возможным предвидеть шансы и опасности внешнего окружения и учесть их при разработке стратегического плана. 4. Управление на основе гибких экстренных решений, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
Сущность стратегического менеджмента. Заключается в ответе на 3 вопроса: «в каком положении находится предприятие в настоящее время?», «в каком положении оно хотело бы 6находиться через несколько лет?», «каким способом достигнуть желаемого положения?». Для ответа на 1-ый вопрос необходима информация, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Для ответа на 2-ой вопрос важно четко определить какие цели ставить. 3-ий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии в ходе, которой может происходить корректировка 2-х предыдущих. Важнейшими ограничениями являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, оргструктура, персонал, который будет организовывать выбранную стратегию. Таким образом, сущность СМ состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Особенности стратегического менеджмента. На раскрытие особенностей стратегического менеджмента влияет выделение его наиболее важных, сущностных черт. Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических решений, определяющих долговременное развитие организации. Следовательно, особенности стратегического управления определяются особенностями стратегических решений: 1. инновационны по своей природе и требуют особых мер по преодолению их отторжения. Поэтому они должны быть открытыми и понятными сотрудникам. 2. направлены на перспективные цели, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не на настоящее. 3. отличаются от тактических тем, что множество альтернатив не определено и процедура их формирования играет важную самостоятельную роль. 4. являются неопределенными по своей природе. 5. требуют специальных знаний. 6. субъективны по своей природе, и, как правило, не поддаются объективной оценке. 7. необратимы и имеют долгосрочные последствия. Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
Главной целью стратегического управления является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Задачи, решение которых необходимо в процессе формирования и реализации стратегии: процесс формирования и реализации стратегии включает решение взаимосвязанных задач: определение сферы предпринимательской деятельности и формирование видения того, в каком направлении следует вести организацию - это, по - существу, привитие организации чувства цели, задание долговременного направления и установление миссии; преобразование миссии в конкретные долгосрочные и краткосрочные целевые показатели деятельности; разработка стратегии достижения намеченных показателей; эффективные реализация и исполнение выбранной стратегии; оценка деятельности, критический анализ ситуации и введение корректив в миссию, целевые показатели, стратегию или ход реализации согласно реального опыта, изменяющихся условий, новых идей и новых возможностей.