Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
67.Управление затратами предприятия.
Классификация затрат:
Постоянные (непропорциональные, фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства: амортизация, проценты за кредит, аренда, оклады управленческих рабочих, административные расходы ит.д. Не зависят от выручки до тех пор, пока не произойдет увеличение производственных мощностей, численности аппарата управления.
Переменные (пропорциональные) затраты изменяются пропорционально объему производства.
Смешанные затраты состоят из переменных и постоянных: почтовые, телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования.
Операционный рычаг - зависимость постоянных операционных расходов (постоянные производственные, реализационные и административные расходы) от деятельности компании. Высокая степень зависимости означает, что относительно небольшие изменения в объеме реализации вызывают резкое изменение чистой операционной прибыли.
Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.
Порог рентабельности можно определить как графическим, так и аналитическим способом.
При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:
находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;
выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;
выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Точка безубыточности = постоянные затраты / (Цена ед. т. – Переменные затраты на ед. т.)
Порог рентабельности = постоянные затраты / К валовой маржи
Запас финансовой прочности. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности.
Запас финансовой прочности = выручка предприятия - порог рентабельности.
Размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки. Итак:
сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных затрат;
сила воздействия операционного рычага прямо связана с ростом объема реализации;
сила воздействия операционного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
сила воздействия операционного рычага зависит от уровня фондоемкости;
сила воздействия операционного рычага тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.
Действие финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы. Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и производственного рисков.
Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:
1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие производственного (операционного) рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия, - все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.
2. Неустойчивость финансовых условий кредитования (особенно при колебаниях рентабельности активов), неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.
Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так самым тесным образом сцеплены и производственный и финансовый рычаги.
Очень важно то, что соединение мощного операционного рычага с мощным финансовым может выявиться разрушительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно множатся, увеличивая отрицательные эффекты. Таким образом, задача по снижению совокупного риска, связанного с предприятием, сводится, главным образом, к выбору одного из трех вариантов:
1. Высокий уровень влияния финансового рычага в соотношении со слабой силой влияния операционного рычага.
2. Низкий уровень влияния финансового рычага в соотношении с сильным операционным рычагом.
3. Умеренные уровни влияния финансового и операционного рычагов.
Под углубленным операционным анализом понимают такой операционных анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услугу). Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.