Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
13.Механистические и органические типы организаций: преимущества и недостатки.
1. Механистический тип =механистическому подходу управления=теории бюрократии Вебера. В основе этой модели организация, предъявляющая жесткие требования к людям, к структурам, в рамках которых они действуют. Управленческая работа исходит из потребностей организации, а не людей, не способствует росту потенциала людей.
2. Органический тип возник недавно и возник вследствие необходимости более высокой степени гибкости и адаптивности к быстроизменяющимся условиям окр среды. Более высокая гибкость меньшая связанность правилами и нормами, децентрализация власти и относительно низкая степень специализации.
Параметры сравнения: Концепция построения (1. четко определенная иерархия, 2. Гетирархия – отсутствие иерархии); Тип руководства (1. моноцентрический, постоянный, 2. Полицентрический, смена лидера); отношения (1. носят формальный и официальный характер, 2. личностный и неформальный характер); организация труда (1. четкие права и ответственность, работа по правилам, объективная система вознаграждения, объективные критерии отбора кадров – в соответствии с квалификац требованиями, 2. амбициозная ответственность, мало правил и процедур, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров); условия (1. несложное и стабильное окружение внешней среды, цели и задачи известны, работа измерима, задачи простые и ясные, оплата труда мотивирует, власть признается, 2. сложное и нестабильное окружение, неопределенность целей, работу измерить можно, мотивирование потребностей верхнего уровня, авторитет власти завоевывается).
Теория бюрократического построения орг-ции. Теория формирования орг-ции.
Вебер. Универсальную модель орг-ции наделил хар-ми: Универсальность, точность, скорость, предсказуемость, непрерывность, порядок. Это за счет построения орг-ции с помощью элементов:
1.разделение тр на бызе функц-ой специализации
2.иерархическая система разделения власти
3. система правил и норм определяющих права и обязанности раб-ка
4. формализация правил и норм
5. карьера на основе выслуги лет и квалификации
6. стратегия пожизненного найма
7. отсутствие личностного начала в межличностных отношениях
8. разрабоитка и установление письменных инструкций по всем внутриорг-м действиям.
Разд по функциям и преломлению этих функций, необходимо координировать усилия, тк чем больше делений тем сильнее орг-я болезнь(функционализм)
традиционная-лин-функц стр-ра, кот явл комбинацией линейной и функц депатраментизации. Основа схемы-линейные подразделения, призванные командовать, и функц, призванные консультировать и помогать (Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по широким задачам, которые они выполняют). Область применения: массовое произ для массового потребителя. Спроектирована на основе механист подхода.
Преимущества: 1. однозначное и оперативное рук-во по каждому виду деят-ти. 2.освобождение лин рук-ей от решения вопросов связанных с планированием, фин-ем, мат-тех и кадровым обеспечением. 3.кждый раб подчинен только 1 рук-лю.
Недостатки:1.каждое звено заинтересовано в достижении личной цели а не общей 2.отсутствие тесных связей и взаимод на горизонт Ур-не. 3 чрезмерно развитая система взаимод на верт Ур-не, 4.аккумулирование на верхнем Ур-не оперативных задач.
Штабная стр-ра. Вкл в себя спец созданные при лин-х рук-х подразделения не обладающие правом принятия решений и рук-ва. К штабным подразделениям относятся: службы контролинга, группы сетевого планирования, социолог службы, юрид службы. Главная задача:оказание помощи лин рук-ям в принятии упр решений и выполнении упр-х функций. На основе механист подхода.
Преимущества: эффективна в ситуации кризиса, глубокая подготовка упр решений, освобождение лин рук-ей от чрезмерной нагрузки, возможность привлечения экспертов.
Недостатки: тенденция у центр-ции, сохранение высоких требований к рук-ву, возможность увеличение численности персонала.
Дивизионлаьная-скоординированн
Преимущества: продуктовая департаментизация.
1. продолжает рост при эффективном упр разными видами работ, 2рук-ль координирует деят-ть не только по линии, но и по функциям 3.хороший кадровый резерв, 4повышение персональной ответственности
Недостатки: прод департ-ция
1.дублирование, 2.трудности в координации подразделений, 3.тенденция к укорачиванию связей 4слабый синергетический эффект 5сложности в осущ единой политики и стратегии. Лиса в норе(каждый дивизион, человек занят только своим делом.
Задачи мен-та по упр дивизион-й орг-ей. :1.обоснование критерия, выделение проекта и прод групп(нужно ли подразделение?почему и для чего?) 2. подбор рук-ей3.обеспечение единой инновационной политики 4.предотвращение межподразд конфликтов 5.приоритет лин мен-в над функциональными.
Органический тип организации.
Матричная орг.
Матричный тип орг явл отражением матричн департаментизации, повторяет все ее преимущества и недостатки. Спроектирована на основе органического подхода. Условие существования-единая инф база данных, высокий проф-зм работников, уровень проф-ма и культуры мен-ов.развитая рг культура. Основная задача рук-ля: нахождение баланса м/у подразделениями отвечающими за функц процессы и подразделениями отвечающими за создание конкретного продукта.
Многомерная орг.
Суть:рынок в рынке или предприятие в предприятии. Каждое подразделение в орг может быть организовано как орг в целом, с максимальной ориентацией на конкретный продукт, конкр территорию, рынок и потребителя.
Основа: автономная раб группа, обычно имеющая статус центра прибыли и выполняющая задачи: обеспечение произ деят-ти ресурсами, производство для конкретного потребителя, рынка, тер-рии, обслуживание конкретного потр, проникновение на конкр рынок и проведение операций в пределах опред тер-рии.
Преимущества:отутствие необ-ти проведения реорг, акценты могут быть изменены перераспр ресурсов, подразделения можно создавать, ликвидировать, модифицировать без серьезных изменениях в др, благоприятная ситуация для делегирования полномочий, при этом ведущая роль у рук-ля.
Недостатки: сложна в проектировании и дорога в разработке, требуется определенная среда в виде заказчиков, поставщиков, соответствующей инфрастр-ры, отработанность операций и связей, высокий проф-зм раб-ов.
партисипативная орг.
В основе партисипативной орг лежит участие всех уровней в упр-нии, кот-е предполагают:
Участие в принятии решения, в решении проблем, в установлении целей. Степень и форма участия в упр наполняет орг содержанием.
3 степени участия: 1.выдвижение предложения (не требует введения новых стр-р и др изменений)
2. разработка альтернативы (необ появление новых стр для решение задач. Это постоянно или временно созданные комиеты, комиссии, кружки качества. 3.выбор альтернативы (участие в упр осущ в форме советов науч-тех, экон и упр хар-ра. Советы не принимают решения за подопечные им подразделения, принимают решения только относительно процессов происходящих на их уровне. Они совершенствуют процессы, генерируют идеи, предлагают альтернативы. Степень эффективности: качество упр, инновационность. Иерархия и демократия не уживаются, остается что-то одно.
Преимущества: качество решений, больое кол-во альтернатив, богатая оценка внешней среды, рождение мн-ва идей, равтитие ТВ-ва и инициативы, развитая система коммуникаций, мотивация труда.
Недостатки:носовместимость иерархии и демократии. Либо КК становятся неэффективными, либо начинают вмешиваться в дела подопечных им подразделений.Мера эффективности:инновационные процессы на каждом Ур-не иерархии.
Предпринимательская орг.
Необходимость создания экон-х ценностей на постоянной основе путем поиска и реализации всех возможностей., балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.
Общие хар-ки. Даная орг рассчитывает на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация возможностей осуществляется на краткосрочной, эпизодической основе, орг построение базируется на индивидуальной инициативе, ключевой фактор-люди, группы, команды. Спроектирована на органической основе, индивидуалистического типа.
СТр-ра: перевернутая пирамида, состояая из нескольких болков:
1.в основании рук-во, вместо традиционного контроля-создание условия для работников.2.ресурсы, обеспечение ресурсами людей делающих бизнес. 3. Подразделения, определяющие рынки. 4.Консультанты, рынки, бизнес партнеры. 5. Предпринимат ячейки, сфокусированные на определенный рынок или потребителя. Малое кол Ур-ей упр-я, гибкостью.
Преимущества: орг лицом к потребителю, позволяет своевременно и гибко реагировать на изменения среды. Делигирование прав и ответственности тем кто делает бизнес. Мера эффективности: прибыльность и адаптивность.
Сетевые орг -сосредоточение фирм и специализированных единиц, координируемых рыночным механизмом. Они объединяют поставщиков, брокерные компании, органы власти, дилерский компании, бизнес консультентов, науч-исслед орг, фин-промышленные группы (банки, страховые компании)
Отличительные признаки: используют коолективные активы енескольких фирм, расположенных в различных точках ценностной цепи. Полагаются только на рыночные механизмы, предполагают более аинтересованную роль участников. Формируются в отраслях: компьютерная, автомобильная, нефтяная, газова и др. Стр-ра носит сетевой хар-р. Главный ресурс-система упр. Функция рук-ва-похожа на функцию тренера, которая вкл в себя подбор игроков, их обучение, постоянную тренировку, формирование команды. Создаются в целях приобретения конкурентных преимуществ. Типичные ошибки: расширение фирмы за пределы ее возможностей, появление такой модификации, кот не соответствует внутренней логике. Выаод: данная орг форма может работать только в определенных пределах.
3 типа: стабильная (близка к функц орг, для обслуживания стабильного рынка, путем объединения ресурсов партнеров. Каждый компонент поддерживает конкурентоспособность путем обслуживания клиентов вне сети, ограниченное число тщательно отработанных партнеров).
Внутренняя (близка к матричн орг, создание рыночной экономики внутри сети, орг единицы покупают и продают товары и услуги др у др, большая свобода подразделениям. оценка кач-ва и цены различные компоненты прозводят путем купли-продажи вне фирмы.
Динамическая (дивизиональная форма орг, ориентация подразделений на отдельные, не связанные рынки, независимые фирмы объединяются для произ-ва товара или услуги, а затем расходятся).
Виртуальная орг. принципы образования: совместная работа заказчиков, поставщиков, рук-ей, исполнителей. Все равноправные партнеры. Географ рассредоточенность, использование инф технологий и телекоммуникационных процессов. Объединение ключевых технологий. Ускоренное произ-во и обслуживание. Образование попринипц единой сети. Осуществление сквозного планирования. Не занимаются произ-ом продукции, а произ-ом инф, продажа права на использование, лицензии.
Эдхократическая орг
Эдхократия-нестандартность, сложность выполнения работ.(компания ксерокс)Эдхократическая орг-упр стиль и орг дизайн, где ключевым моментом явл компетентность и ценится наивысшим образом. Область применения:комп-электронная сфера, консульт-нововведенческая, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская, произ-во фильмов, разработка Пр-программ.Степень эдхократичности опр-ся уровнем технологии, кач-ом раб-ка, подготовкой рук-ля. Высшая степень эффективности6 инновационность. Работав условиях высокой и сложной технологии, высокая степень свободы в действиях раб-в, но требующая ТВ-ва и кач-го выполнения. Иногда выполнение совместной работы. Рабоники-эксперты. Право принимать решение и власть основаны на экспертных знаниях. Риск и вознаграждение разделяются всеми участниками. Стр-ра спроектирована на орг основе, четко не определена, части стр постоянно меняются, ассоциируются со схемой концентрической формы. Формальности не типичны и сводятся к минимуму, преобладаю неформальные и горизонтальные связи. Отношения в большей мере носят неформальный хар-р.
Оценка рефлексивных способностей по критериям: Прибыльность, адаптивность, решения нестандартных задач, синергетический эффект, развитие личности.