Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
36. Теоретические основы организационного поведения
Организационное поведение: понятие, задачи, типология моделей.
Организационное поведение (ОП) является достаточно новой, сложной и противоречивой отраслью знаний, получившей развитие в США в 50-е годы прошлого века.
Новый подход в управлении состоит в признании первенства личности в организации, её знаний, умений, навыков и управленческого мышления для эффективной деятельности. По существу «ОП» образует социально-психологическую основу построения эффективной системы управления.
ОП – это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамичной среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом.
ОП в современном виде представляет собой интеграцию, по крайней мере, двух традиционных для школ бизнеса научных дисциплин – человеческих отношений и управления.
Впервые понятие «ОП» стал употреблять американский психолог Ф.Ротлисберг, изучая организации.
Организационное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. (Дж.Ньюстром, К.Дэвис).
Организационное поведение представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидуумов и, в конечном итоге, организаций, частью которых они являются.(Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова).
При изучении ОП используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов ит.п.), наблюдения и эксперименты.
ОП включает следующие основные компоненты:
индивида;
группу;
организацию.
Предметом ОП выступает взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.
В ОП, как и в других науках, с течением времени и развитием научной мысли сложилось несколько подходов к предмету изучения. Они смыкаются с подходами, рассматриваемыми в теории общего и стратегического менеджмента, но полностью не повторяют их.
Данная дисциплина ставит четыре задачи:
Первая задача ОП – это систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
Вторая задача состоит в объяснении поступков индивидуумов в определенных условиях.
Прогнозирование поведения людей – третья задача ОП.
Четвертая задача – овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
Факторы, воздействующие на организационное поведение:
1) Макроэкономические – факторы внешней среды.
экономическая ситуация в стране, регионе
географическое положение организации
сложившийся уровень жизни в регионе
внешнеэкономические контакты
статус организации на рынке
ожидания окружающих
2) Микроэкономические – факторы внутриорганизационные.
профиль и вид деятельности организации
уровень финансового состояния личности
личность первого руководителя (владельца)
реальная ситуация
наличие корпоративного кодекса поведения
3) Факторы социально-культурной среды.
менталитет работников
особенности образования
4) Факторы правовой среды: действующее законодательство, свобода граждан и формы правовой защиты
Модели ОП – это системы убеждений, которые определяют действия руководителя в конкретной организации. Базовые модели разработаны Д.МакГрегором в 1957 году (теории X и Y).
Модели изменяются в зависимости от типа организации, времени и трудовой культуры общества. Четыре модели (парадигмы) ОП образуют эволюционный ряд практических методов управления людьми за прошедшие 100 лет. В конкретный период доминирующей являлась одна из них, тем не менее использовались все рассматриваемые модели.
Модели организационного поведения
Показатель | М о д е л ь | |||
авторитарная | опекающая | поддерживающая | коллегиальная | |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация руководства | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологичес-кий результат для работников | Зависимость от непосредственно-го начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина
|
Удовлетворе- ние потребнос- тей работника | Физиологических и в безопасности | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работников в трудовом процессе | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Мотивация людей в организации | Страх, власть, голод; наказание для всех, поощрение - для избранных | Разрушена, безделье, доступ к ресурсам, уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом, коллективизм, спаянность | Весь диапазон мотиваторов – от высших до низших, появля- ется само-реализация в узком понима- нии смысла этой категории мотиваторов | Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом, коллективизм, спаянность, час-тичное твор-чество, причаст-ность, нужность, защищенность, главное – обще-ние, уважение других, статус в коллективе |
Достоинства модели | Высокая скорость принятия решений, высокая управляемость, экономия времени на все управлен-ческие воздействия на систему, простые решения, возможность концентрации ресурсов | Отсутствуют для бизнеса и деятельности вообще, для персонала – социальная защищенность | Большая адаптивность, большие возможности развития, возможность привлечения большего количества людей с развитой мотивацией, возможность использования человеческого потенциала | Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, внутренне тепло и защищенность благодаря опеке, ограниченные возможности развития и трансформации за счет исполь-зования потен-циала людей |
Недостатки модели | Стандартность операций, неадаптивность, отсутствие возможности развития, боязнь ответственности, затраты на системы власти и контроля, отсутствие сильной материальной и нематериальной мотивации | Полная недееспособность | Сложность в управлении системной мотивацией и её формировании, руководитель должен быть харизматической личностью и профессионалом, необходимы гибкий контроль и мониторинг, возрастают затраты на формирование и поддержание ра-ботоспособности системы | Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии, уходит человеческий капитал, имеется возможность экспертной оценки принимаемых решений |
Процесс моделирования ОП является основной целью изучения ОП вообще. Необходимость свободного целевого моделирования вытекает из следующих целей и особенностей существования организаций:
1. Модель ОП (МОП) зависит от этапа жизненного цикла, на котором находится организация. С переходом к новому этапу модель должна измениться.
2. Модель зависит от стиля управления и личной философии управляющего. Её необходимо сначала адаптировать к стоящей во главе компании личности, затем модель должна меняться в соответствии с изменениями личности.
3. МОП зависит от уровня развития коллектива организации. Её следует, во-первых, изначально адаптировать к тому сочетанному типу занятых, который сложился или формируется в организации, а во-вторых, менять при изменениях типа занятых.
4. Модель зависит от стратегической цели и миссии организации, она должна быть адаптивной к изменяющимся целям.
5. МОП зависит также от внешней среды организации и должна развиваться вместе с ней.
6. Модель может быть полностью адаптивной. Её основой в данном случае будет служить развивающая базовая МОП.
7. Модель может состоять из неизменяемой концептуальной части и сменных идеологий. Это потребует создания глубинной корпоративной философии на основе целей и подходящих для их достижения базовых моделей.
8. МОП может быть и статичной, если не изменяются её цели и задачи.
9. Позитивный управленческий эффект, который получит организация и её руководитель в случае освоения процесса моделирования ОП:
возможность плавно и «мягко» переводить систему из одного состояния в другое;
психологически устойчивый персонал;
возможности адаптации и развития;
устойчивый уровень эффективности трудового процесса;
возможность разделения полномочий и ответственности.
10. Негативный управленческий эффект при освоении моделирования:
большой объем исходной информации и необходимость масштабного системного анализа;
значительные усилия по созданию базовых моделей и первичному их внедрению в жизнь компании;
временное недовольство людей в организации;
возможна текучесть кадров;
рост конфликтов в первоначальный период построения МОП и др.