Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к государственному экзамену по специальности "Менеджмент организации".
65.Управление формированием и распределением прибыли предприятия
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
Виды прибыли:
Валовая прибыль (показатель свидетельствует только от прибыльности основной деятельности компании, за вычетом затрат только на производство продукции).
Операционная прибыль (учитывает расходы на продажу товаров и административные затраты, свидетельствует о том, сколько наличных денег приносит бизнес компании).
Прибыль до налогообложения (учитывает как всю безналичную амортизацию оборудования и зданий, так и стоимость финансирования долг).
Чистая прибыль учитывает все затраты.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью:
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.
2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.
3. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.
5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.
7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли основан на ее зависимости от следующих факторов:
а) объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
б) суммы и уровня чистого операционного дохода;
в) суммы и уровня переменных операционных издержек;
г) суммы постоянных операционных издержек;
д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
е) суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Эти факторы могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально проработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) – получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде. Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.
Процесс разработки политики управления прибылью (дивидендной политики) может включать несколько этапов:
1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.
2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией АО.
3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.