Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
— анализ полученных данных, их интерпретацию и выводы.
Научное психологическое исследование как продукт
Психологические исследования имеют широкую тематику и разнообразное содержание. Одни предлагают вниманию читателя теоретический взгляд автора, основанный на обширном исследовательском материале, другие предназначены для непосредственного использования в практической профессиональной работе. Это отражает один из возможных подходов к классификации научных психологических исследований. Они могут быть фундаментальными и прикладными.
Фундаментальное исследование содержит обобщения закономерностей поведения человека, функционирования его психических состояний, процессов и свойств. Прикладное исследование фокусируется на ответах на практические вопросы, в нем рассматриваются относительно частные проблемы.
Как уже говорилось, научное исследование как продукт характеризуется определенным уровнем сложности. Однако все они имеют одинаковые источники получения данных, необходимых для создания научного труда. При написании научной работы любого уровня сложности исследователь либо пользуется эмпирическим знанием, либо на основе известных фактов и концепций предлагает собственную теорию, не проводя эмпирической работы.
Эмпирическое научное знание (или эмпирическая часть научного исследования) — это знание, основанное на получении данных опытным путем: из наблюдений, эксперимента и т. п. Другим их важным источником являются уже существующие теории и концепции. В любой научной работе эти взгляды предшественников обобщены, проанализированы и изложены.
С изложенной точки зрения можно
говорить еще об одном основании
для классификации научных иссл
С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии, нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдения и пр.)
4. Уровень организации
5.Уровень методологического
Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г. Пирьов, разделив «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент), 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический).
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей
психологии» в качестве главных
психологических методов
Б.Г. Ананьев все методы разделил на: 1) организационные, 2) эмпирические, 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.
К организационным Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод.
В третью группу вошли методы математико- статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический и структурные методы.
Целесообразно выделить в психологии три класса методов:
В психологии важное значение имеет интерпретация и понимание поведения испытуемого Процесс понимания в каком- то смысле противоположен процессу измерения. При измерении мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем поведение испытуемого в своих личных смысловых единицах.
Удобно располагать все