Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Хотя сама наука была призвана систематизировать объективные количественные данные, позитивистские общественные науки отвергали социальную и гражданскую активность исследователей, добывающих эти данные.. Это относится к трансформации значений в данные, например, в психологии — при категоризации групповых действий, или в контент-анализе текста на основе элементарных значений. С точки зрения постмодернизма, количественные данные не являются чем-то заданным, тем более идеалом, к которому могло бы приблизиться исследование с помощью интервью; социальный факт — это социальная конструкция, возникающая из конкретной, избранной технологичной точки зрения на социальный мир.
Позитивистское понимание науки до сих пор еще может править бал в некоторых разделах психологии. Экстремальной версией подобного отношения был ранний бихевиоризм с его сведением всей психологии к объективному наблюдению за поведением, с запрещением вступать в диалог с испытуемым. В социальных науках позитивизм повлек за собой философский бюрократизм, который подавлял субъективные и социальные измерения в социологических исследованиях.
Вообще выделяют несколько уровней парадигмы (Янчук). В психологии принято 2:
Парадигма – теоретическая модель, разделяемая большинством работников в данной области, включающую согласованные методы исследования, принятые нормы доказательств, опровержения, принятые и процедуры экспериментальной проверки; коллективно установленный ряд аттитюдов, ценностей, процедур, техник, формирующих общепризнанное направление в рамках определенной дисциплины в определенный период времени.
Метапарадигма – глобальные системы парадигмальных координат, приближающиеся к теориям познания и охватывающие позиции и подходы на общеметодологическом уровне; парадигма – более частное, интегрированная система по наиболее фундаментальным категориям
Метапарадигмы:
- позитивизм (возможность получения объективного знания)
- подход социальных предубеждений (на основе позитивизма, но признающий существование научных предубеждений, требующих разработки особых инструментов их снижения)
- социальный констуктивизм (принципиальная невозможность получения объективного знания, мир конструируется человеком), куда входят:
-дискурсивный анализ (Роттер)
- символический интеракционизм (Хьюитт)
- феминистские исследованяи (Радке)
- анализ рассуждений (Адкинсон)
- теория личностных конструктов Келли
Кун, требования к теориям. Теория должна быть:
1. точной ( теория согласовываться результатами эксперимента, наблюдения);
2. непротиворечива (как внутри так и с др близкими теориями)
3. иметь широкую область применения
4 простой (вносить ясность, порядок)
5. плодотворной (открывать
новые горизонты для
В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: I)религиозное — основанное на традиции и индивидуальной вере; 2)философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути; 3) позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.
Однако, несмотря на торжество позитивного знания, XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.
Различные формы знания существуют и развиваются параллельно, как одновременно существуют в живой природе, занимая разные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, черви и насекомые, дрозофила и шиповник, человек и сурепка.
Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.