Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по-разному в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития. Существует три основных подхода к решению этой проблемы.
Первый из них принадлежит Ж.Пиаже. Как мы уже знаем, он понимал психическое развитие прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур, как переход от одной стадии к другой. Если интеллект ребенка недостаточно развит, то и обучать его можно, только опираясь на тот уровень, который он уже достиг. Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.
Второй подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обучения и развития практически отождествляются, Поскольку в этом направлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.
Третий подход связан с именем Л. С. Выготского. Согласно его представлениям, обучение не должно приспосабливаться к развитию и “плестись у него в хвосте”. Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому, согласно Л.С.Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.
Внутреннюю связь обучения и
развития и ведущую роль обучения
Л.С.Выготский отразил в
Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него. Каждый новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой для дальнейшего обучения. Через хорошо поставленное развивающее обучение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия детей, развить художественные способности и т.д. Многочисленные психолого-педагогические исследования и экспериментальное обучение дошкольников по новым программам обнаруживают поистине огромное влияние обучения на психическое развитие детей.
Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. И далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием стоит деятельность самого ребенка.