Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Локк, Гоббс. В разуме нет ничего, чего нет в ощущениях. Единый процесс познания является восхождением от частных знаний о единичных вещах к общим понятиям, т.е. данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, все понятия появляются в процессе обучения. Ощущения пассивны, поэтому субъективность ощущений приводит к выделению первичных и вторичных качеств и признанию невозможности полной познаваемости мира. Гоббс – законы ассоциации.
Теория рефлекса. Тело - независимая субстанция, его поведение регулируется рефлексом, по законам механики. Рефлекс может изменятся в зависимости от привычки и обучения. Душа лишь частично влияет на поведение, изменяя направление рефлекса при помощи активных страстей. Т.к. открыта рефлекторная дуга, физиологический метод!
Гельмгольц- физик и физиолог, стал проводить опыты по измерению скорости нервного импульса. Изучал механизмы зрения, слуха, человеческие ощущения. Его опыты стали основой экспериментальной психологии
Эрнест Вебер – изучал органы чувств, ощущения, был медиком и хотел понять границы чувств человека, открыл пороги ощущений
Фехнер Г.Т. решил совместить физику и элементы психологии и измерить процессы слуха, зрения, показать правила их возникновения. Результат – программа «Психофизика», ее цель- показать взаимосвязь между миром идеальным и материальным
Д. Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии, В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749). Эта работа состоит их 2 частей: учение о вибрациях, учение об ассоциациях. Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов механики, активность человека: - Учение о вибрациях объясняет все первоначальные автоматические движения
- Учение об ассоциациях – произвольные и вторично автоматические движения
Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, основой процессов познания и обучения. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного
У Гартли таким основополагающим принципом был принцип ассоциации. По образованию Гартли был врачом, а в философии придерживался материалистических позиций. Поэтому ассоциация у него - не столько духовная связь идей, как у Юма, например, а результат чисто материальных (физиологических) причин, гипотетических "вибраций", возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий. Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь - она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая, как тень, следует за физиологическим процессом.
Ощущения - это те внутренние чувства ... духа, которые возникают из впечатлений, производимых внешними предметами на органы и части нашего тела. .
Рассудок - это та способность, при которой мы рассматриваем чистые ощущения и идеи, стремимся к истине и соглашаемся или не соглашаемся с предложениями
Гартли ассоциацию как механизм связи, "сцепления" идей считает единственным механихмом. Кроме того, не только познавательные процессы, как у Юма, но и возникновение эмоций и произвольных движений связывается у Гартли с ассоциациями. Наконец, полностью исключается (поскольку ассоциация - это связь мозговых вибраций) всякая собственная активность субъекта, поэтому остаются всего два фактора образования ассоциаций: фактор смежности в пространстве и фактор смежности впечатлений во времени.
Субъект сознания вообще не присутствует в концепции Гартли: сознание - это как бы сцена, на которой происходят разные события, одно ощущение сменяется другим... Этот образ был еще у Юма, как ты правильно заметил, который, правда, говорил о сознании как о театре...
Тем не менее, эта схема строения
и работы сознания представляет собой
первую попытку создать "строго научную"
целостную концепцию
Исследуя психику, Гартли пришел к выводу, что она состоит из нескольких элементов – ощущений (которые являются вибрацией органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств (отражающих силу вибрации). Он исходил из представления о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге.
Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли,
II Научная психология
В конце 19 в. психология оформилась в самостоятельную науку. Считается, что дата рождения псих 1879 г. Вундт в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт.
В традициях ассоциативной
В лабораторию стали стекаться по
Предмет психологии – непосредственный опыт (сознание) Метод – интроспекция (контроль состояния собственного мышления)
Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.
Организовал первую психологическую школу (группа психологов, связанных идейно, а иногда и территориально с лидером направления. Как правило они разделяют теоретические взгляды и работают над близкими проблемами)