Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Система “ребенок—взрослый”, в свою очередь, также имеет существенно иное содержание. Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Однако необходим особый процесс присвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми. К сожалению, психологические особенности этого процесса изучены в настоящее время недостаточно. Д.Б.Эльконин полагал, что усвоение детьми мотивов деятельности и норм отношений осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в деятельности детей, в их сообществах, группах или коллективах. В процессе такого усвоения ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых нельзя осуществить деятельность взрослых.
Таким образом, деятельность ребенка внутри систем “ребенок — общественный предмет” и “ребенок — общественный взрослый” представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка. В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они предполагают и взаимодополняют друг друга. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности. Д.Б.Эльконин выделял два типа деятельности детей.
В первую группу входят те деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе “ребенок — общественный взрослый”. Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами, Эта деятельность осуществляется в системе “ребенок— общественный предмет”.
Рассматривая смену ведущих деятельностей, характерных для разных возрастных этапов, Д.Б.Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.
Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка,
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.
В дошкольном возрасте (от 3 до б лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
В младшем школьном возрасте (6—11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.
В подростковом возрасте (11—15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском, возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.
Если расположить эти виды деятельности детей по выделенным ранее группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующая таблица.
Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой — периоды, в которые происходит преимущественно освоение способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей. Конечно, разные виды деятельности внутри одной группы мало похожи. В самом деле, что общего между овладением ложкой годовалым малышом и овладением грамматикой и математикой в школьном возрасте? Но существенно общим в них является то, что они направлены на овладение элементом человеческой культуры, На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и становление новых интеллектуальных возможностей ребенка.
Рассмотрение
период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.
Д.Б.Эльконин предложил
следующее схематическое
Как показывает эта схема, каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности, т.е. развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Переходы между различными периодами и эпохами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей,
Развитие мотивационно-
нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими или кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено четыре основных критических периода:
• кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис 3 лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
• кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис подросткового возраста. В отличие от стабильных возрастов кризисные характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, приносит немало трудностей и взрослым, и детям. Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов. Самое важное для детской психологии — понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Что же такое возраст?
Д.Б.Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими главными показателями:
1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2) основным, или ведущим, типом деятельности;
3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности).